2016-03-04_155952

Проявления чрезмерного детского себялюбия можно заметить уже в дошкольном или школьном возрасте. Причины развития у детей эгоизма и примеры, данные в статье, помогут родителям понять, что делать, если ребенок эгоист.


Себялюбие (эгоизм) и самолюбие: в чем разница?

Самолюбие и себялюбие во многом родственны, а в обиходе их нередко даже смешивают. Однако разница между ними более существенна, чем сходство.
Уже в дошкольном возрасте проявляются у детей эти два качества.

Примеры:

Пятилетняя Таня никак не могла научиться считать. Как-то после очередного неудачного Таниного ответа воспитательница детского сада сказала: «Что же ты, Таня! Все уже научились считать, только ты отстаешь!» Девочка покраснела и опустила голову. А через несколько дней, когда ее попросили сосчитать матрешек, она чудесно справилась с задачей. Чем это было вызвано? Оказалось, в тот день, когда воспитательница сделала ей замечание, Таня долго уговаривала родителей научить ее считать. И несколько вечеров отец занимался с ней.

А вот как реагирует на замечания воспитательницы шестилетний Саша. В его группе часть стульев забрали в чистку и вместо них принесли новые. Во время завтрака Саша сидел на новом стуле. Но перед занятиями он замешкался, а когда спохватился, то увидел, что все новые стулья уже разобраны. Тогда он подбежал к Сереже, который усаживался на новый стул, и стал его вырывать. Воспитательница сделала Саше замечание: «Саша, не надо! Пусть и Сережа посидит на новом стуле!» В ответ Саша громко заплакал, стал топать ногами: «Дайте мне новый стул! Не хочу на старом!»

Если у самолюбивой Тани упрек воспитательницы вызвал желание исправиться, подтянуться и не отставать от других, то на эгоистичного, себялюбивого Сашу замечание воспитательницы не подействовало, потому что он требовал удовлетворения своего желания, не учитывая желании других малышей.

У самолюбивого ребенка справедливый упрек взрослого вызывает стремление выправить свои недостатки и изменить свое поведение, а незаслуженная обида — протест, возмущение, желание защитить себя. Ребенок-эгоист, себялюбец же самое ничтожное замечание принимает «в штыки»: он уверен, что замечание вызвано не действительными недостатками его поведения, а просто недоброжелательностью окружающих.

Каковы причины появления детского эгоизма и себялюбия?

Главной причиной, почему дети растут эгоистами, чаще всего бывает неправильное воспитание в семье. Некоторые родители в присутствии гостей, да и в обычных условиях, то и дело восхищаются своим ребенком. Послушать их — так он красивее, умнее, добрее всех детей на свете. Его непослушание, капризы — просто нетерпение, его проступки — маленькие грешки. Ему постоянно расточают похвалы, его поминутно спрашивают, доволен ли он, весело ли ему. Слушая лестные отзывы о себе и еще не умея самостоятельно разбираться в своих достоинствах и недостатках, ребенок начинает думать, что он действительно самый умный, самый лучший, и уже с презрением поглядывает на окружающих.

Пример:

Именно так воспитывают родители Олю. Ей внушают, что она самая красивая из всех девочек, самая умная. Все, что ни сделает Оля, критике не подлежит: все хорошо, все правильно. У Оли самые лучшие платья, у Оли лучше всех повязан бант, Оля лучше всех рисует, внушает девочке мама. Оле ничего не стоит обидеть подругу: «Уходи, у тебя плохое платье, я с тобой играть не буду!». «Ты некрасивая, ты не можешь быть Снегурочкой!» Малейшее замечание воспитательницы вызывает у девочки слезы: мама ее всегда хвалит — почему же воспитательница говорит ей неприятные вещи? Во всем Оля требует исключительного внимания к себе, везде хочет быть первой.

Эгоизм может развиваться у ребенка не только в семье. Иногда для этого создается благоприятная почва и в детском саду, да и в школе, если педагог, выделив действительно наиболее способного ребенка, начинают всюду его выдвигать, подчеркивать его достоинства, неумеренно расхваливать успехи.

Его всегда «демонстрируют» гостям, посещающим детский сад. Знания, поведение такого ребенка то и дело ставят в пример другим детям. А дальше происходит то, о чем мы уже сказали, — под влиянием постоянных похвал ребенок начинает думать, что он — «исключительный», по этой причине формируется детский эгоизм.

Пример:

Саша — живой, сообразительный мальчик — легко и быстро справляется с поручениями, хорошо усваивает материал на занятиях. Иначе говоря, есть все данные к тому, чтобы считать его способным. Воспитательница непроизвольно стала уделять мальчику больше внимания, чем другим детям: на занятиях первым спрашивают Сашу, утренник открывает Саша, танец ведет Саша, в праздники дежурным назначают только Сашу. Вначале это вызывало у мальчика радость, гордость, желание получше выполнить поручение. Но постепенно эта гордость переросла в чувство превосходства над другими. Саша стал относиться к детям пренебрежительно, стал требовать к себе особого внимания воспитательницы, обижался, когда она хвалила других ребят. Однажды Саша пришел в детсад в новом костюме. Всем детям костюм понравился, все его рассматривали, хвалили, а Саша весь день ходил гордый, веселый и хвастал: «Смотрите, какой у меня костюм!» На следующий день в таком же костюме пришел Дима. Его костюм тоже всем понравился. А Саша подошел, дернул за рукав и сказал: «Твой костюм плохой!»

В некоторых случаях эгоизм у ребенка возникает во взаимоотношениях с другими детьми. Всегда в группе найдется ребенок более развитой, более энергичный, более инициативный, чем другие. Хороший организатор умеет придумывать новые интересные игры, умеет в игре правильно расставить детей, каждому дать задание. Этим он привлекает, и остальные невольно подчиняются такому ребенку, поддаются его влиянию. Постепенно ребенок замечает, что везде и всюду он желанный участник, что без него и игра — не игра. Сознание этого может способствовать развитию самомнения, а затем и себялюбия: «Вот я какой! Без меня не могут обойтись! Значит, я лучше всех!» — начинает думать он. Поза у него становится гордой, голос — громче, жесты — более резкими, развязными.

Чрезмерные заботы и излишние удовольствия делают ребенка эгоистичным. От слишком большого разнообразия ощущений и волнений ребенок превращается в эмоциональную машину, отзывающуюся на любой толчок, но производящую лишь слабое и нестойкое чувство. Бывает, впрочем, что и отсутствие ласки, теплоты очерствляют его. Ребенок, видя, что никто о нем не беспокоится, привыкает заботиться сам о себе. Понимая, что никто ему не даст игрушку, если он сам ее не возьмет, никто не посадит кататься в детский автомобиль, если он сам не сядет, ребенок привыкает беспокоиться только о себе. Он берет себе лучшие игрушки, не желая делиться с друзьями, и вообще все лучшее старается забрать себе.

Таким образом, в воспитании детей необходимо учитывать разницу между самолюбием и себялюбием, развивая у детей здоровое самолюбие, надо своевременно устранять все то, что способствует развитию себялюбия.