12015-12-24_095935Занятия плаванием благотворно влияют на здоровье и физическое развитие ребёнка. У детей, регулярно и в меру занимающихся плаванием, вырабатывается отличная осанка, увеличивается жизненная ёмкость лёгких, укрепляется нервная система. После занятий плаванием дети чувствуют себя бодро, у них повышается работоспособность, улучшаются аппетит и сон. Резкие перемены температуры, связанные с погружением тела в прохладную воду, закаляют организм.

Однако приступать к обучению плаванию бессмысленно до тех пор, пока ребёнок боится воды. Чтобы быстрее привыкнуть к воде, полезно проводить игры на воде для детей – обязательно на мелком месте, где глубина по колено или чуть выше. Игры лучше вести в компании с другими детьми.


Игры на воде для детей

Игра “Салки из круга”

Дети, стоя на мелком месте, берутся за руки и идут по кругу, в середине которого находится водящий. По сигналу все бегут на берег, а водящий старается осалить убегающих. Нельзя салить того, кто выбежал на берег или присел и погрузился в воду по шею.

Игра для детей “Камешки”

На дно водоёма на глубине, не превышающей уровень колен взрослого человека, кладут 10— 15 камешков. По сигналу дети бегут в воду и каждый из них, подняв один камешек, выносит его на берег и кладёт в свой кружок, начерченный на песке. Затем снова бежит в воду за камешком и т. д. Побеждает тот, кто соберёт больше камешков. Не разрешается одновременно брать больше одного камешка.

Игра на воде “Мяч в кругу”

Дети образуют круг и перебрасываются волейбольным мячом. Тот, кто не поймал брошенный ему мяч, обязан быстро окунуться по шею и затем поднять мяч.

Участвуя в таких играх, дети быстро осваиваются с водой и перестают её бояться. Тогда можно приступить к упражнениям для детей в воде, на воде, под водой, подготавливающим к плаванию, чередуя их с играми. Приводим ряд таких упражнений.

Упражнения для детей в воде, на воде, под водой

1 упражнение: Войти в воду по пояс, наклониться вперёд и, погрузив лицо в воду, сделать выдох через рот так, чтобы забулькали пузыри. Чем дольше и непрерывнее поднимаются пузыри, тем лучше выполнено упражнение.

2 упражнение: Войти в воду по пояс, сделать глубокий вдох и, погрузившись с головой, медленно и непрерывно пускать пузыри. Выполняя это упражнение, дети почувствуют, что вода выталкивает их на поверхность.

3 упражнение: Войти в воду по пояс, стать лицом к берегу, сделать глубокий вдох и, оттолкнувшись ногами, скользить в воде, вытянув руки вперёд, опустив лицо в воду и плотно соединив вытянутые ноги (рисунки 1а и 1б):

2015-12-24_091951

4 упражнение: Лечь грудью вниз так, чтобы ноги находились в воде, а туловище на берегу. Быстро делать попеременные движения ногами вверх и вниз. Поднимаясь вверх, нога слегка сгибается в колене, опускаясь — выпрямляется.

5 упражнение: Упираясь в дно руками, лечь так, чтобы вода доходила до уровня рта. Быстро делать попеременные движения ногами, стараясь при этом не напрягаться. Нога, поднимаемая вверх, слегка сгибается в колене, и её пятка высовывается из воды (рисунок 2):

2015-12-24_092000

6 упражнение: Переставляя по дну руки, продвигаться вперёд, работая ногами так же, как в упражнении 4.

7 упражнение: Став лицом к берегу, оттолкнуться ногами и лёжа (как на рисунке 1б) скользить в воде, быстро работая ногами.

8 упражнение: Взяться руками за короткую, специально приготовленную доску (размеры: длина 60— 70 см, ширина 30 см, толщина 3 см) и плыть вдоль берега, работая ногами (рисунок 3):

2015-12-24_092008

9 упражнение: Войти в воду по грудь, стать спиной к берегу и, слегка оттолкнувшись ото дна, лечь на спину и плыть к берегу, работая ногами (рисунок 4):

2015-12-24_092015

10 упражнение: Стать на берегу, расставив ноги на ширину плеч, и наклонить туловище вперёд. Одну руку вытянуть вперёд, ладонью вниз, пальцы вместе; другую, свободно согнутую в локте, отвести назад так, чтобы предплечье и кисть висели совершенно свободно.

Из этого исходного положения попеременно грести руками. Когда вытянутая вперёд рука делает гребок, то другая рука движется вперёд и, как бы протыкая концами пальцев воображаемую воду, полностью выпрямляется.

11 упражнение: Повторить упражнение 10, стоя в воде по грудь и делая гребки под водою (рисунок 5):

2015-12-24_092022

Упражнения для кроля в воде

Хорошо усвоив перечисленные выше упражнения в воде, дети будут достаточно подготовлены к овладению наиболее простым и доступным способом плавания — «кроль без выноса рук».

Учась плавать кролем в воде, надо всё время повторять подготовительные к нему упражнения, добиваясь лёгкости и непринуждённости движений и правильного положения тела в воде.

Плавание кролем без выноса рук показано на рисунке 6:

2015-12-24_092030

Вначале научите ребёнка, поддерживая его за талию, правильно сочетать движения рук и ног, лёжа в воде, плыть к берегу, затем вдоль берега и, наконец, выплывать на глубокое место в сопровождении взрослого умелого пловца.

Чтобы поплыть способом кроль без выноса рук, надо войти в воду по пояс, оттолкнуться ото дна в скользить в воде, как указано в упражнении 3. Затем медленно приподнять голову, причём вода доходит до уровня губ, и начать работать руками и ногами, как в ранее разученных упражнениях. Движения рук должны быть неторопливыми: на одно движение рук приходится 6-8 движений ног. Дышать через рот, делая быстрый вдох и медленный и полный выдох. Тело во время плавания кролем лежит в воде свободно, не должно быть большого прогиба в пояснице, который обычно является следствием чрезмерного поднимания головы над водой. Все плавательные движения выполняются легко, безостановочно, без резких ускорений и замедлений.

Усвоив этот способ плавания, дети могут научиться и плаванию на спине. Скользя на спине, надо работать ногами так же, как и при плавании на груди, следя при этом за тем, чтобы колени не поднимались из воды; над нею лишь появляются попеременно пальцы то левой, то правой ноги. Пловец лежит в воде горизонтально, голову держит прямо так, что вода доходит до уровня ушей. Руки свободно вытянуты вдоль туловища и делают лёгкие подгребающие движения кистями и предплечьями.

Техника безопасности на воде для детей

  • Прежде всего посоветуйтесь с врачом, так как не всегда состояние здоровья ребёнка позволяет заниматься плаванием.
  • Начинать купания и занятия плаванием можно при температуре воды + 22 для детей 7—11-ти лет и +18° для детей 12-ти лет и старше. Если ребёнок вполне здоров, закалён и купается ежедневно, то температурные дозировки в дальнейшем могут быть немного понижены: для детей 7—11-ти лет +18, для детей 12-ти лет и старше +16°. Однако, когда вода холодна, продолжительность купания не должна превышать 2-3-х минут для детей 7—11-ти лет и 3—5-ти минут для детей 12-ти лет и старше.
  • Если температура воды соответствует обычным нормам или ещё теплее, то можно постепенно увеличивать продолжительность купания: для детей 7—11-ти лет до 15-ти минут, для детей 12-ти лет и старше до 25-ти минут. Нельзя разрешать детям купаться до озноба и посинения губ. Это очень вредно отражается на здоровье.
  • Купаться и плавать следует ежедневно. Только в особенно холодные дни допускается отступление от этого правила. В жаркую погоду рекомендуется купаться три раза в день: утром, после зарядки, перед первым завтраком — пребывание в воде 1— 3 минуты, за час-полтора до обеда— 15—25 минут, в 5—6 часов вечера— 5—10 минут.
  • Следите за тем, чтобы девочки в периоды временного недомогания не купались в холодной воде и не занимались плаванием.
  • Очень важно заблаговременно подготовить организм ребёнка к купанию в открытых водоёмах. С этой целью приучайте детей ежедневно проделывать утреннюю гимнастику, завершая её обтиранием тела водой. Вначале температура воды должна быть около 24°, в дальнейшем она постепенно снижается до 18—22°. После холодного обтирания надо хорошенько вытереть тело полотенцем так, чтобы кожа покраснела. Это же правило соблюдайте при купании в открытом водоёме.
  • Лучшее место купания детей — водоём с прилегающим к нему пляжем и покатым песчаным дном. Убедитесь, что на дне нет коряг, свай, больших камней, глубоких ям. Выше места купания не должно быть сточных канав и водопоя для скота.
  • Перед погружением в воду ребёнок должен «остыть», спокойно сидя или лежа на пляже. В солнечные дни голова ребёнка прикрывается лёгкой панамой или белым носовым платком. Если воздух относительно прохладен (20—22°), то перед входом в воду надо согреться движениями, затем спокойно походить 1— 2 минуты и уже после этого окунаться.
  • Обычно дети, даже не умеющие плавать, уже после 2—5 купаний смело входят в воду. Однако некоторые дети долго не осваиваются с водой, и их трудно побудить окунуться. Боязливого ребёнка нельзя насильно тащить в воду. Это ещё более укрепит в нём страх перед незнакомой стихией. Таких детей побуждайте к купанию и плаванию рассказами из жизни моряков, личным примером, а также ограничением времени, в течение которого ребёнок обязан войти в воду и окунуться. Если всё же он в течение 3—5-ти минут не решается погрузиться в воду, то купание заменяется обтиранием тела водой на берегу. В следующий раз ребёнок проявит большую решительность, так как в воду ему очень хочется.

Детей школьного возраста значительно легче научить плавать, чем взрослого человека. Особенно успешно овладевают плаванием дети 9—12-ти лет, но и семилетний и даже пятилетний ребёнок при умелом обучении обычно научается держаться на воде после двенадцати-четырнадцати занятий. Игры и упражнения в воде, на воде, под водой помогут детям научиться плавать.