12015-08-01_153736

Не секрет, что есть учащиеся, регулярно получающие на балл ниже, чем они заслуживают потому, что чрезмерно нервничают, забывают от волнения простые вещи. Точно так же есть умельцы, которые ухитряются получать обычно на балл выше, чем знают (разумеется, речь идет не о тех, кто прибегает к шпаргалкам). Прибавить себе баллов возможно, если придерживаться нескольких простых правил, как вести себя на экзамене. Советуем потренироваться заранее.


Главное правило

Не нужно во время экзамена мучительно бояться провала, не надо устремлять все внимание на мысль: что поставят? Нет, нужно стараться сдавать словно «для себя», выдерживать собственные требования к себе, и, если вы их успешно отстояли (пусть отметка и не высока), не будет самого скверного — чувства нравственного поражения, полного разочарования в своих силах.

Далее полезно помнить общие требования к ответу на экзамене  потому что многие склонны к одним и тем же ошибкам, независимо от предмета. Вкратце эти требования определяются словами: полнота, четкость, сознательность, оформление.

Как надо отвечать на экзамене

1. Ученики обычно лучше всего усваивают требование полноты («все рассказал, ни о чем не забыл упомянуть»), остальные нормы осознаются не так хорошо.

2. Четкость — это разумное изложение материала в нужной последовательности: сначала самое главное, потом дополнительные детали. Если ученик перескакивает с одного на другое без видимого порядка, — значит, не достает четкости, хотя бы и ничего не пропущено. Между прочим, требованию четкости очень помогает привычка отвечать педагогу так, словно он ничего не знает из рассказываемого, а ученик ему втолковывает впервые в жизни. Такую привычку многие экзаменующиеся считают излишней («Ну, чего я ему буду это объяснять, раз он сам нам это на уроках рассказывал!..»), а в результате ответ проигрывает в ясности и четкости.

3. Сознательность ответа, конечно, связана с четкостью, но сверх того есть и два особенных момента. Один — это умение привести собственные примеры к вопросу: не те, что в учебнике, не те, что учитель говорил на уроках, а свои, из прочитанных книг или бесед или прямо из собственной биографии. Такие примеры и иллюстрации к рассказу обычно ценятся очень высоко. Другой момент, показывающий сознательность ответа,— «связь с жизнью», рассказ о практическом применении или значении в жизни, науке, труде тех вещей, о которых идет речь. Это уже трудней, но тоже чрезвычайно необходимо.

4. Оформление, «подача», включает устную речь: насколько грамотно, бойко, толково станет отвечать экзаменуемый. Входит сюда — обязательно — и письменное оформление: план ответа лучше писать с самого начала не только для себя, но и на тот случай, если экзаменатор заглянет в него. Если план окажется ясным, точным, разделенным на абзацы и пункты, это докажет логичность и понимание материала. Наоборот, если заметки для устного ответа будут каким-то неразборчивым винегретом,— это, во всяком случае, свидетельство не в пользу отвечающего на экзамене ученика…

5. Наконец, вопрос о речи: каждый ученик должен овладеть, по крайней мере, двумя стилями разговора. У словно их можно назвать «деловой» и «текучий». Беда многих школьников (да и студентов) в том, что они слишком привержены одному из этих стилей и беспомощны в другом. Деловой — это спокойный, строго логичный, рассудительный разговор, когда экзаменуемый сначала выкладывает все самое главное по вопросу в билете, а потом — подробности, примеры, дополнительные сведения.

Другой стиль — когда ученик начинает ответ словно бы издалека, стараясь ничего не пропустить, выложить все свои знания. Обычно и говорят при этом быстро, без пауз, так что речь журчит плавным потоком… Ничего плохого нет ни в том, ни в другом стиле: но вся штука в том, что нужно владеть и тем, и другим. И на «экзаменационных репетициях» надо обязательно потренироваться в обоих стилях устного изложения.

А перед экзаменом – репетиция

Полезны и самые настоящие «репетиции» перед сдачей экзамена. Пусть несколько одноклассников соберутся вместе, лучше в школе, чтоб было похоже на настоящий экзамен. И лучше, если вся процедура будет та же, как надо отвечать на экзамене: билеты на столе, кто-то из ребят за столом, время на подготовку и т. п. По самое главное здесь — уметь оценить ответ товарища по всем четырем сторонам (полнота, четкость, сознательность, оформление).

Возможно, после одной такой репетиции никто не ощутит ничего, но если взять за правило, — хотя бы одну такую тренировку на полтора-два часа для каждого экзамена, — толк будет. Для первого раза полезно поприсутствовать и взрослому (кому-нибудь из родителей) и со всей серьезностью, вместе со школьниками разбирать ответы, как вести себя на экзамене. Разбор лучше вести сразу же после полного ответа, пока он у всех в памяти, а не после нескольких ответов.