Кузьма Сергеевич Петров-Водкин как-то сказал, что живописные произведения — это «сигналы в потомство». Перед нами одна из самых известных его картин «1918 год в Петрограде».

2016-04-27_124104

Описание картины …Мать и дитя. Этим символом любви, добра и надежды художники разных стран и времен выражали самые сокровенные свои мысли. Мать на картине Петрова-Водкина — женщина из народа. Крестьянская одежда, косынкой перехваченные волосы, суровое лицо, строгий взгляд. Этот образ навеян художнику в маленьком городке на Волге — в Хлыновске; навеян матерью его — крестьянкой Аненой, и песнями, которые пела она ему, и маленькой иконой богоматери, что сделал какой-то деревенский художник, глядя на такую же женщину, как и его мать.

Мать и ребенок. За ними — город. Мы видим его сверху — перекресток улиц, монотонные овалы арок, четкие квадраты окон. Эти архитектурные детали, как в киноленте, данные крупным планом, передают напряженную атмосферу революционного Петрограда.

Суровость и напряженность угадываем мы и во взгляде матери, прижавшей к своей груди ребенка. Петроградская мадонна, она вглядывается в будущее, вслушивается в его победную поступь, она проникается доверием к нему и готова отдать будущему единственное и самое дорогое, что у нее есть, — свое дитя.

Пусть сурова архитектура, озабочены люди, неподвижно застыла в своем раздумье мать. Но радостно, как пробуждающееся чувство, звучат краски; они складываются в гармоничный мажорный аккорд. И музыка его — те «сигналы в потомство», о которых говорил замечательный художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

По материалам старого журнала…

Метки: Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» сочинение, описание.