2015-11-05_175448

Школьники, в особенности подросткового возраста, часто занимаются делами, даже такими серьезными как выполнение домашних заданий или чтение, под музыку. На вопрос о том, мешает ли им эта музыка, они отвечают отрицательно. Может ли музыка помочь ребенку в учебе и вообще как к этому относиться родителям? Мнения психологов на этот счет.


1. Как шум влияет на человека

Давно установлено, что сильный (свыше 70 децибел) шум любого вида — в том числе музыка оркестра — тягостно влияет на организм человека, повышает давление, расшатывает нервную систему, провоцирует многие заболевания — от язвы желудка до экземы на коже. Из этого многие гигиенисты делали вывод, что лучшая обстановка для труда и отдыха — возможно более полная тишина. Однако в последние годы обнаружили, что и абсолютная тишина действует неблагоприятно: в полнейшем безмолвии нормальный человек ни отдыхать, ни работать долгое время не может и неизбежно приходит к нервному расстройству.

Получается, что для здорового человека требуется какой-то средний, оптимальный шумовой фон. Разумеется, этот фон ниже для сна или пассивного отдыха, выше для работы или прогулки. В любом случае желательно, чтобы это был шум ритмичный, а если это будет так называемая легкая музыка — то и совсем хорошо, лишь бы она была по вкусу слушателю. Конечно, не все, что мы привыкли относить в рубрику «легкая музыка», можно слушать «между прочим», но многие композиции и не претендуют на то, чтобы быть больше, нежели фоном… Но это уж относится к области воспитания вкуса.

Другой вопрос, не мешает ли этот фон окружающим, не слишком ли громко школьники «фонит музыка» между делами и развлечениями. Нетрудно взять любой учебник физики или радиотехники и даже на глазок прикинуть, сколько децибел звучит обычно у школьника над ухом. Если 20—40 — то и на здоровье, а если свыше сорока — пусть умерит свои порывы. И, разумеется, если кто-то из домашних в это время отдыхает или ему этот шум тягостен, юным меломанам следует пойти на жертву и заняться своими делами без обычного сопровождения.

Итак, музыка под которую можно делать уроки, должна быть легкой, не громче 40 децибел. А если она мешает окружающим отдыхать, ее и вовсе лучше выключить.

2. Как музыка может помочь ребенку в учебе

Психологи единогласно утверждают: любому человеку в любой работе важен режим. При этом важно создавать одну и ту же рабочую обстановку. Свободный письменный стол, лампа, чистая тетрадь или блокнот — мы все знаем, как они «тянут» сесть за дело, что-то написать, приготовить, продумать. Точно так же рекомендуют одну и ту же одежду для домашней работы, определенный «ритуал» перед делом. Чем больше таких стереотипных, постоянных привычек к умственной работе — тем легче бывает включаться в работу, работоспособность повышается. Музыка постепенно тоже становится для ребенка тем стереотипом, который помогает в учебе.

Особенно важно воспитывать подобные стереотипы у детей, у молодых людей. Правда, у таких привычек есть обратная сторона: многие люди как бы разучиваются плодотворно работать, если оказываются в непривычной обстановке, не позволяющей создать обычные стереотипы-условия. Однако в школьном возрасте все-таки важней создать такие стереотипы, а «расшатывать» их — это дело будущего, когда человек сам начнет обращать внимание на приемы своей умственной работы и искать для себя более удобные, разнообразить их.

Не является ли музыкальное сопровождение вот таким стереотипом умственной домашней работы? Судя по всему — да, дело обстоит именно так. Когда школьникам нужно посидеть, подумать,— решая ли задачи по алгебре, играя ли в шахматы, — они включают «стимулятор» в виде привычной музыки. У них уже появляется потребность в этом стереотипе. Они уже сами чувствуют: как-то лучше думается под музыку.

Что тут плохого? Да ровным счетом ничего. Пусть на здоровье действуют под «музыкальное сопровождение», и  музыка помогает им в учебе. Единственное, о чем стоит побеспокоиться старшим в семье (и проявить власть, если надо),— чтобы это сопровождение не досаждало своей чрезмерной громкостью домашним и соседям.

Можно ли делать уроки под музыку – по материалам журнала