2015-05-18_133824Воспитывая ребенка, родителям полезно знать, как и в каких условиях происходит формирование интересов на различных возрастных ступенях. Зная это, легче избрать правильные пути воспитания и уберечься от неверных. В этой статье мы и расскажем о некоторых особенностях развития и воспитания интересов детей в дошкольном возрасте.

Нелегко было бы перечислить все интересы дошкольника (ребенка в возрасте от 3 до 7 лет)—так они разрослись и умножились. Дошкольник рисует, лепит, строит, конструирует, обслуживает себя (одевается, убирает за собой игрушки), выполняет элементарные трудовые поручения взрослых. Отсюда и многообразие интересов дошкольника. При правильном воспитании эти интересы могут оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей.

Игровые интересы дошкольников

Игра продолжает оставаться на первом плане в жизни дошкольника, но в самих игровых интересах происходят существенные изменения. Если двухлетнего малыша длительное время занимал сам процесс манипулирования с игрушками (перекладывание игрушки с места на место, сооружение бесчисленных песочных “хлебцев”, “куличей” и тому подобное), то пяти-шестилетний дошкольник предпочитает играть в такие игры, где ему самому принадлежит определенная роль.

Ваша дочь уже не просто «кормит» свои игрушки или «укладывает их спать», а выполняет роль мамы, которая должна (это девочка уже подметила!) заботиться о своих детях. Обычно такие игры носят коллективный характер. В них участвуют и другие дети, а также взрослые, помогающие детям организовать общую игру.

Разыгрывать роль в одиночестве гораздо труднее. Вот почему ребенок, предоставленный самому себе, не всегда может найти для себя занятия. Игрушки ему быстро надоедают, и он начинает скучать.

В старой литературе описан один поучительный эпизод семейной жизни. Молодая мать, встревоженная грустным видом шестилетней дочери, спрашивает ее, что с нею такое. «Я хочу умереть, — с наивной непосредственностью заявляет девочка.—Мне надоели мои игрушки, мне все надоело, каждый день одно и то же!»

Порой отец и мать не знают, чем занять сына или дочь: покупают все новые и новые игрушки, а ребенок отворачивается от них. Чаще всего это может случиться в семьях, где один ребенок. Такой ребенок очень нуждается в детском коллективе.

Некоторые родители, опасаясь (быть может, иногда справедливо) дурного влияния «улицы», идут по такому пути — они запрещают ребенку выходить из дому, играть с другими детьми. Путь этот легкий, но, конечно же, совершенно неправильный. Надо не изолировать ребенка от сверстников, а приложить все силы к тому, чтобы у него было больше товарищей. А вот какие это будут товарищи, как ведут себя дети во дворе, чем занимаются, чем интересуются — все это стоит знать. И когда надо — вежливо, тактично, но решительно, вторгаться в «детскую жизнь».

Особенности познавательных интересов, или Возраст почемучек

Со временем значительно расширяются и углубляются познавательные интересы дошкольника. Первое осознанное проявление интереса к тому или иному предмету и явлению можно наблюдать у ребенка к концу преддошкольного возраста (около 3 лет), когда он начинает спрашивать: «Что это такое?» Ребенка больше интересует внешняя сторона явления, а не причина, вызвавшая его, название предмета, а не его употребление. Поэтому хорошо, когда родители могут разговаривать с ребенком точным и выразительным языком, пополняя запас его слов новыми названиями предметов.

Постепенно вопросы усложняются, в них все больше и больше обнаруживается стремление к познанию окружающих явлений. Ребенок задает вопросы в тех случаях, когда он сталкивается с чем-либо незнакомым, что вызывает у него удивление, или в тех случаях, когда новое его представление о предмете или явлении противоречит прежним представлениям. Ребенок все чаще спрашивает: «Почему?». («Почему снег белый?», «Почему луна не падает?», «Почему птицы поют?»). Особенно много вопросов задают пяти-шестилетние дети (их даже называют в шутку «почемучками», а этот период детства — «периодом вопросов»).

Правильно поступают те, кто ко всем детским вопросам относится серьезно, видя в них не праздное любопытство, а проявление любознательности. Чего же удивительного — опыт ребенка расширяется, развивается его мышление и воображение. Он с нетерпением ждет от вас объяснений. Но удовлетворят его только такие, которые будут ему понятны, будут связаны с его прежними представлениями. Конечно, эти объяснения не могут быть совершенно точными, научными. Главное, чтобы ребенок получил удовлетворение от такого объяснения и у него возникли бы новые вопросы.

Ребенок не всегда может правильно поставить вопрос о заинтересовавшем его явлении, сформулировать свою мысль. Поэтому, объясняя ребенку, полезно одновременно обращать его внимание на другие предметы и явления, устанавливать между ними связи. Хорошо, если вы стремитесь воспитывать у ребенка умение различать и замечать всевозможные свойства и особенности предметов и явлений, — тем самым вы развиваете его наблюдательность, помогаете ему ориентироваться в окружающем мире.

Смотрите также: Трудовой интерес ребенка дошкольника