2015-05-22_191019Ленивые дети, ленивые ученики. Не проходит ни одного школьного родительского собрания, чтобы не вставал вопрос о детской лени. Не проходит дня, чтобы родители не упрекали своих детей: „Лень раньше тебя родилась!”, „И на кого ты только похож с этой ленью?” И в отчаянии отвечают: „Что поделаешь, наш ребенок ленив от природы!”

Делать подобные констатации не только не правильно, но и вредно. Лень — не врожденное качество характера ребенка. У учащихся она воспитывается, как это ни странно, самими родителями, окружающей средой. „Воспитание, — пишет известный советский педагог К. Д. Ушинский,— не только должно развивать разум человека и давать ему известный объем знаний, но и вырабатывать в нем стремление к серьезному труду, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой”.

Ленивые дети – результат воспитания

Привычку к умственному и физическому труду нужно воспитывать у детей с ранних лет. Нередко родители говорят, что девочка прилежная и старательная, как ее мать, или мальчик ловкий, как отец. Не отрицая наследственности, можно с полным основанием утверждать, что они в большинстве случаев — результат правильного воспитания, хорошего личного примера.

С каждым школьником может случиться, что он по той или иной причине не выучил урок. Однако, если школьник знает, что дома родители или дедушка с бабушкой регулярно проверяют, как он выучил уроки, у него не может выработаться привычка ходить в школу неподготовленным.

Родители ленивых школьников оправдываются своей занятостью — у них нет времени контролировать детей, помогать им. Однако все мы работаем, все заняты, у каждого много забот. И ребенок работает, и у него свои заботы. Основная его обязанность — учиться — требует от него большого умственного и физического напряжения. Как бы заняты мы ни были, необходимо помнить, что ребенку нужно внимание родителей, уважение к его труду, интерес к тому, что он делает. Детям нужно помогать, но не навязчиво, что парализует их волю и мышление, не следует постоянно надоедать им одним и тем же вопросом: „Выучил уроки ?”, а проявлять подлинный интерес к работе ребенка, подходить к нему с доверием и уважением, с разумными и посильными требованиями.

В чем же проявляется уважение к труду школьника? Прежде всего необходимо знать, что время, отведенное ребенку для занятий, неприкосновенно. Нельзя именно в этот момент посылать ребенка за хлебом, отвлекать его внимание разными вопросами. Даже если он в чем-то провинился, следует подождать отчитывать его.

Школьник нуждается в правильном режиме дня. К сожалению, во многих семьях этот важный принцип отсутствует или же систематически нарушается. Днем школьник ходит в кино, а уроки оставляет „на потом”, то есть на вечер. Но вечером собирается дома вся семья, начинаются разговоры, включается телевизор, приходят гости.

Ребенок раздваивается. Так с каждым днем невыученное, непонятое накапливается, подготовка к урокам становится для него неприятной и неинтересной, в дневнике появляются двойки. Так и хороший ученик может стать ленивым.

Почему дети становятся очень ленивыми?

Неоправданная жалость к детям их мамы или, чаще всего, бабушки также приносит ребенку больший вред, развивает в нем лень. „Ребенок худенький, нервный”,— говорят они и легкомысленно пишут объяснительные записки по поводу отсутствия ребенка в школе, тогда как он не пошел на занятия потому, что не выучил уроков. Они не замечают, что ребенок все чаще и чаще начинает требовать объяснительных записок, в нем развивается лень.

У других родителей требования слишком высокие. Они считают, что их сын или дочь непременно должны быть отличниками. Четверка или тройка для них — настоящая трагедия. Не будучи в состоянии правильно оценить возможности своего ребенка, такие родители требуют от своих детей больше, чем позволяют их способности. Ребенок страдает от бесконечных упреков, известное время старается, но, видя бесплодность своих усилий, не выдерживает и запускает уроки, становится апатичным. Разве можно такого ребенка назвать ленивым ?

Труд ребенка оценивается его отметками, но в не меньшей степени его прилежанием и упорством, которые он вкладывает в свою работу. Есть ли смысл постоянно отчитывать второклассника за тройки по арифметике, если, несмотря на его старания, ему не даются задачи? Но если после долгих усилий и стараний, он, наконец, принесет четверку, его трудолюбие не должно остаться незамеченным. Похвала явится стимулом для дальнейшей упорной работы. А упрек и сожаление по поводу того, что это лишь четверка, а не пятерка, уязвят самолюбие ребенка, убьют в нем желание стараться еще больше.

У так называемой „лени” могут быть и другие причины, например, не очень хорошее состояние здоровья школьника. Такого ребенка не следует считать ленивым. Его нужно непременно показать врачу.

Разумно взыскательное и в то же время сердечное отношение родителей к ребенку, искренний интерес не только к полученным отметкам, а и к домашним заданиям, ненавязчивый, но постоянный контроль за состоянием здоровья школьника — вот необходимые условия, которые сделают проблему „лени” неактуальной.

Метки: почему ребенок ленивый, что делать с ленивым ребенком, ребенок очень ленивый.