92015-12-02_164155Часто родители сетуют: сообразительный ребенок, учится хорошо, но постоянно кривляется и дурачится. Постоянные внушения, нравоучения и даже наказания при этом, как правило, не помогают.

О причинах

Оказывается, такое поведение – не редкость. У всех детей, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, можно встретить иногда стремление позабавить окружающих. И это не болезненное отклонение. Это всего-навсего стремление привлечь к себе внимание взрослых, стремление хоть на время стать «героем».

А бывает иначе. В окружении взрослых ребенок ведет себя спокойно, нормально. Попадает в окружение сверстников — и сразу преображается, надевая маску клоуна. Причина этого — неумение найти себе место в кругу сверстников. Родители могут немало времени уделять закаливанию своего ребенка, воспитанию его характера, ума — и упустить, что ему необходим и опыт общения с друзьями, опыт «социальной жизни». И тогда хорошо физически и умственно развитый ребенок, который многое может и многое умеет — оказывается беспомощным в детском коллективе, потому что не умеет ладить со сверстниками, не может завоевать их уважения. Он ищет способы привлечь внимание к своей персоне, допускает какой-то промах, несуразность — и ребята смеются, а это уже внимание.

Отсюда у ребенка возникает стремление постоянно кривляться и дурачиться. Мало-помалу ребенок привыкает жить «двуликим Янусом»— со взрослыми так, со сверстниками этак.

Как же относиться родителям к проявлению излишнего шутовства, кривляниям ребенка?

Первое — постарайтесь его «не замечать», относитесь к ребенку ровно, спокойно. Переждите, спокойно глядя на его ужимки, и продолжите прерванный разговор, обратитесь к нему как ни в чем не бывало. Покажите, обнаружьте свое безразличие, равнодушие к его шутовству, но не будьте безразличны к другим (правильным) его поступкам. Дети не терпят безразличия к себе. Благосклонность и доброжелательное отношение часто могут быть тем рычагом, который сумеет повернуть поведение ребенка, его деятельность в нужном направлении. Порою уместна и незлобивая усмешка взрослого, в которой ребенок может прочесть неодобрение, — только предоставьте ему возможность исправить ошибку, дайте ему проявить себя в чем-то другом. После обращений к ребенку: «Ну что ты кривляешься — пойдем лучше погуляем» или «Шута из себя строишь, а я вот смотрел рисунки, здорово у тебя все же получается»— будьте спокойны — шутовство (хотя бы на время) как рукой снимет.

Второе — постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то другое, более интересное, где ребенок мог бы приложить свои силы. Очень полезны совместные детские игры—особенно с жесткими правилами и меняющимися ролями.

Третье — правильный режим дня, обязательное соблюдение своих обязанностей по дому, контроль за своей одеждой — все это будет способствовать выработке столь необходимой ребенку собранности. Умение управлять своим поведением, контролировать свои поступки не оставит места излишней разболтанности, неуместному шутовству.

Четвертое — позаботьтесь о том, чтобы ребенок научился добиваться победы, успеха в другого рода занятиях. Не пропускайте ни малейшей его удачи, вовремя похвалите, деликатно помогите, если у него что-то не клеится, и, когда препятствие преодолено, снова похвалите. Радость, удовлетворенность победой может вызвать стойкий интерес к новому занятию. Тогда у ребенка не будет необходимости добиваться внимания к себе с помощью постоянного кривляния, дурачества и шутовства.

И, наконец, последнее — внимательно присмотритесь к «фокусам» непоседы. Может быть, незачем «за голову хвататься», есть же на свете люди с юмором. Мало того, что чувство юмора помогает им самим лучше справлятьси с неудачами; такие люди способны подбодрить, расшевелить и окружающих. Важно только вовремя объяснить ему, что шутки не должны задевать человеческого достоинства, а самого шутника не должны делать жалким. Главное — чувство меры. А уж это зависит от того, как вы его научили управлять своим поведением, как он научился чувствовать отношение окружающих к себе.

Рекомендации психолога из старого советского журнала…