2015-08-12_142403

Ситуация: Ребенку 1 год, он уже понимает слово „нельзя”, которое родители постоянно ему твердят. Но это слово почему-то перестает на него действовать. Вот он стоит у окна и тянет занавеску. Скажешь: „Вова, нельзя!” — он тут же подходит к цветочному горшку и шатает его. Обязательно ему нужно трогать то, что запрещено. И так весь день. Что делать? 


Можно ли “нельзя”?

Среди слов, с которыми взрослый обращается к малышу, особое значение имеет слово «нельзя». Оно является одним из важных средств регулирования поведения ребенка, формирования его привычек.

Почти с колыбели ребенок слышит часто повторяемое: «нельзя», «не трогай», «оставь» и другие слова-запреты от взрослых. Личный опыт убеждает его в необходимости подчиняться этим словам. Он на практике узнает, что огонь жжется, острые предметы колются, отдельные его действия вызывают гнев взрослых, которого лучше избежать. Все это сопровождается словом «нельзя», и в результате само слово вызывает у него необходимое торможение.

Однако невозможно правильно воспитать ребенка, если ему на каждом шагу только и говорят «нельзя», «не трогай».

Почему ребенок не понимает слово нельзя?

Дети по своей природе весьма активны, да и суть воспитания состоит в том, чтобы правильно направлять и формировать его активность. А этого не добьешься лишь односторонним подавлением детской активности. Надо давать ей здоровый выход. Сам малыш, остановившись после запретного слова, тотчас ищет для применения своей активности новый объект. А его, с течки зрения взрослых, тоже нельзя трогать. Ребенок снова и снова слышит «нельзя», оно не дает ему необходимой разрядки. В результате самое слово теряет свою действенную силу и вместо торможения вызывает упрямство и капризы у ребенка.

Таким образом, если постоянно твердить ребенку лишь «нельзя», значит не давать правильного выхода его энергии.

Воспитание поведения ребенка нужно начинать не с запретов, а с организации и поощрения здоровых, полезных форм его деятельности.

Как научить ребенка понимать “можно” и “нельзя”?

Как известно, у детей в год, ясельного и дошкольного возраста основной вид деятельности — игра. Для интересной, увлекательной игры у ребенка должны быть игрушки, подобранные соответственно его возрасту и интересам . В то же время маленький ребенок еще не может долго играть самостоятельно. Поэтому взрослые должны выделить время для игры с ребенком, научить его играть с той или иной игрушкой и принимать самим участие в играх. Ребенка трудно занять одной игрой на длительное время, ему нужна более частая смена занятий. Если ребенок устал играть кирпичиками или рассматривать картинки, можно поиграть в прятки или дать ему возможность побегать.

Лишь на основе общей разумной организации деятельности ребенка можно приучить его и к выполнению определенных требований. Требования эти должны прежде всего отвечать естественным потребностям ребенка. Например, по режиму дня ему подошло время спать или есть, мать говорит: «Сейчас, Вова, будешь кушать» или: «Давай, Вова, будем спать». Ласковый и спокойный, но в то же время требовательный тон матери не оставит сомнений у Вовы, что это так и должно быть. Постепенно у ребенка создастся положительная установка на выполнение других требований, в том числе и запретительных.

Во всех случаях требования старших должны быть едиными и согласованными. Если вы запретили ребенку открывать шкаф или брать с письменного стола вещи, то это требование каждый раз должны поддерживать все старшие члены семьи. При различных подходах к ребенку ему трудно ориентироваться, понять, что же все-таки можно, а чего нельзя, трудно выработать определенное поведение,

Из всего сказанного вы сможете сделать некоторые выводы для воспитания своего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности. И разобраться, почему ребенок в год не понимает слово “нельзя”, что делать?