В богатейшем арсенале русской и советской реалистической живописи много глубоких по содержанию и силе эмоционального воздействия картин, разоблачающих роль религиозных представлений. Рассказу о картине “Крестный ход” И. Е. Репина и других его антиклерикальных картинах посвящена данная статья.

На протяжении пяти лет работал Репин над картиной «Крестный ход в Курской губернии». Один эскиз следовал за другим, менялись детали, переписывались целые сцены. И, когда, наконец, картина была готова, о ней заговорила вся Россия.

Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии»: черно-белая репродукция

2016-02-16_132554

Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии»: цветная репродукция

72016-02-16_132811На первый взгляд, в картине как будто и нет ничего особенного. Но присмотритесь повнимательнее, поглядите на эту барыньку, которая в окружении сотских и становых несет «чудотворную» икону, на народ, которого не пускают в «чистый ряд», на богатеев, степенно несущих фонарь,— им-то икона в помощь… Поглядите на мальчика-горбуна, на дьякона, небрежно поправляющего на ходу шевелюру, на священников в золотых ризах и синих камилавках!

Известный советский искусствовед Игорь Грабарь писал, что «Крестный ход» насыщен социальным ядом, не дававшим автору покоя и на долгое время ставшим главным стержнем его творчества. Хоругви, иконы — и нагайки! Этим поистине все сказано. Здесь и деспотизм власти имущих, и бесправие крестьян, и прямое изобличение тех, кому служит «чудотворная».

Недаром в одном из своих писем этого времени Репин писал: «Христианство, как и все другие религии, — это рабство, это смиренное самоубийство всего, что есть лучшего и самого дорогого и самого высокого в человеке».

И совсем не случайно Репин избрал именно Курский крестный ход, ежегодный, «традиционный», вызывавший возмущение всей прогрессивной России в те времена. Церковники уверяли, что «Курская чудотворная» — о ней рассказывали, что она чуть ли не самая древняя на Руси, — излечивает и от хвори, и от недугов, что она приносит счастье тем, кто ей поклоняется, кто участвует в крестном ходе. Верующим людям внушали, что святая-де икона, как и «явленные» (а их немало было в царской России), появилась с помощью вышних сил — отсюда и «особые», «чудодейственные» ее свойства.

Крестный ход — против болезней! Заклинания и чад лампад вместо лекарств, дезинфекций, прививок, больниц! Против всего этого и поднял свой голос великий художник. Правда, в те времена, когда писалась картина, Репин не мог знать некоторых интересных подробностей, связанных с «чудодейственными» деяниями, творившимися в «Коренной пустоши». Они выяснились в 1959 году, когда здесь начались строительные работы. Рабочие нашли построенный в 60—70-х годах прошлого века — именно к этому времени относится расцвет «крестных ходов» — распределительный колодец. Подземные трубы связывали его с многочисленными родниками и даже с прудом и озером, которые и поныне находятся на территории бывшей обители. Так был раскрыт один из «секретов» предприимчивых монахов: они сделали все, что могли, для того чтобы не убывала «святая вода» в многочисленных колодцах, из которых черпали ее верившие сказкам и ее «чудотворным свойствам» паломники.

И еще одна подробность. Монахи уверяли, что монеты, которые верующие кидали в колодцы со «святой» водой, растворяются в ней — и это тоже считалось «чудом». И действительно, монет на дне колодцев не нашли. Зато были найдены металлические сетки — с их помощью «улов» попадал в монастырскую казну…

Воздействие картины «Крестный ход» было колоссальным. «Крестный ход,— писал Репин,— цензура вычеркнула из каталога… Пожалуй, прикажут убрать с выставки картину…»

Но «Крестный ход» был далеко не единственной картиной великого художника, в которой он обличал религию и церковь.

Примерно в эти же 80-е годы прошлого века им был создан «Протодьякон», о котором сам автор в письме к Третьякову писал: «Вы неверно называете этюдом портрет дьякона. Это даже более, чем портрет,— это тип, словом, это картина».

2016-02-17_112708

Репину удалось создать совершенно поразительный по глубине психологической характеристики обобщенный образ: нарисован один человек, к слову сказать, реально существовавший земляк Репина, чугуевский дьякон Иван Уланов, но за ним все российское духовенство, то самое, о котором некогда Белинский сказал: «Не есть ли поп на Руси для всех русских представитель обжорства, скупости, бесстыдства».

А замечательная картина Репина «Отказ от исповеди»

2016-02-17_113420

В камере только двое: священник с крестом и осужденный на казнь революционер. Приговор уже вынесен. Участь узника решена. И священник пришел сюда лишь для того, чтобы заставить его перед казнью сказать слово раскаяния и, может быть, если удастся, выведать конспиративные тайны. Но исповеди не будет.

И вновь, как и в «Крестном ходе», как в «Протодьяконе», Репин поднимается до широчайших обобщений, и одна линия тянется от попов, сопровождающих «чудодейственную», через «Протодьякона» к батюшке, чью лицемерную проповедь отвергает идущий на казнь революционер…

Сохранился и один замечательный репинский эскиз. Девушку на виселицу тащит палач, скрутив ей руки. А рядом — поп, словно каменный истукан, с епитрахилью, с крестом. Не спасать пришел он сюда — освящать расправу над революционеркой. Поп и палач. И оба творят одно и то же черное дело!

Эскиз «У царской виселицы» так и остался незаконченным. Репин не претворил его в картину, даже не выписал, как следует. Это — набросок, заготовка для чего-то большего, что по тем или иным причинам так и не было осуществлено.

Поп, благословляющий палача! Не просто ни во что не верящий, беспечно и сытно живущий «Протодьякон», с его сизо-багровыми щеками и красным от неумеренного употребления злого зелья носом, даже не сыщик в рясе, соглядатай и шпион, как в «Отказе от исповеди», а непосредственный соучастник казни, он, священнослужитель, чья религия учит: «не убий»! Лицемер и ханжа, утверждающий, что он предоставляет спасение душе заблудшего, освящающий виселицу!

Так до большого гражданского звучания поднимается в картинах Репина тема осуждения церковников.

Илья Ефимович Репин прожил долгую и сложную жизнь.

2016-02-17_113553

Не многим художником было дано так проникновенно изображать внутренний мир человека, за частным, единичным, видеть общее, типичное, и запечатлевать это с такой покоряющей силой, как великому Репину! Его реалистические полотна составляют славу и гордость русского искусства. И к лучшим, по выраженным в них идеям, по живописному мастерству, картинам замечательного мастера наряду со всемирно известными «Бурлаками», наряду с «Не ждали», «Иваном Грозным и сыном его Иваном», с «Запорожцами», несомненно, принадлежат и те его картины, о которых мы рассказали.

Из журнала “Семья и школа”, 1962 год