Внимательным изучением быта советского человека отмечены картины художницы С. В. Рянгиной 20-х — начала 30-х годов. В старый, привычный уклад жизни вошло новое. Оно постепенно изменяет привычки людей, их сложившиеся веками представления. По складу своего художественного дарования Рянгина — мастер бытовой жанровой картины, в которой преобладает повествовательное, сюжетное начало. Ее работы «На кухне», «В мастерской художника», «Красноармейская студия изо», «Рабочий-изобретатель» — это сцены привычной, будничной жизни людей.

Как широко раздвинулись границы представлений художницы о жизни, когда творческие командировки в Среднюю Азию, на нефтепромыслы Баку и на Урал дали ей новые жизненные впечатления, показали жизнь страны в широком масштабе, заставили ощутить размах больших строек и преобразований. Камерность, интимность первых жанровых картин сменяется настойчивыми поисками иных художественных образов, в которых бы пульсировал ритм новой, преображенной действительности.

Своих новых героев Рянгина нашла на строительстве первой в Союзе электрической железной дороги, соединившей Большой и Малый Кавказские хребты. Художницу встретила здесь величественная природа Сурамского перевала: сияющие снежные цепи гор, глубокие зеленые долины.

Однако яркое впечатление от кавказского пейзажа не заслонило от нее самого главного. Она поняла, что люди, пришедшие сюда, чтобы победить природу, завоевать ее неприступные вершины, и являют собой то поистине ценное, характеризующее собой рождение новой эпохи. Так созрел замысел картины «Все выше», ставшей яркой страницей не только творческой биографии Рянгиной, но и этапным произведением в истории советского изобразительного искусства.

2016-04-07_085344

Все выше и выше поднимаются мачты высоковольтных передач, протягиваются сверкающей лентой электропровода. Художница прекрасно передала головокружительную высоту, на которую поднялись двое — юноша и девушка, молодые, красивые, сильные.

Рянгиной удалось в картине найти приподнято-романтическую художественную форму, которая прежде всего заключается в остро-динамическом композиционном построении. Здесь очень оправдана высокая точка зрения — с головокружительной высоты мачты в горах взгляд зрителя стремительно падает вниз, в долину, где мчится кажущийся игрушечным поезд, белеют крохотные домики и вдаль уходят бесконечные ряды гор. Идея картины подсказала художнику новые, динамичные формы выражения, — в эмоциональном строе поэтического образа есть ощущение свободного порыва, непреоборимого движения ввысь, к завоеванию новых высот.

Именно благодаря большой эмоциональной силе, заключенной в величественной картине природы, образы молодых строителей приобретают черты большого обобщения, поднимаясь до символического звучания. В них есть радостное утверждение красоты созидания, смелого полета человеческой мысли, что было так характерно для настроения советской молодежи 30-х годов. И действительно, во всем облике героев картины мы узнаем эту эпоху. Открытые, энергичные лица, крепкие рабочие руки, красота силы, молодости и здоровья.

Мягкая живописная форма передает ощущение воздуха, света, пространства, усиливает в картине звучание лирического подтекста.
Художественное достоинство произведения Рянгиной «Всё выше» заключается в том, что автору удалось найти удивительную гармонию внешней и внутренней красоты человека, раскрыть в романтическом строе произведения большую правду своего времени.