Девичьи фигуры на фоне пронизанного светом неба. И труды их такие же древние, как, строки, возникшие столько веков назад… И ритм картины такой же торжественный и плавный:

Ровно холсты разложили, на поле, росою покрытом,
С влагою солнце вберет серость и даст белизну…

Строки эти вспоминаются, когда глядишь на картину «Беление холста» Серебряковой

2015-11-11_085243

Картины Зинаиды Серебряковой

В 1910 году на выставке «Союза русских художников» появилась картина «За туалетом» — автопортрет Серебряковой, сделанный исключительно «для себя», без расчета на демонстрацию и публичный успех. «Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, как видеть свое молодое веселое лицо в зеркале, видеть игру своих обнаженных рук с гребнем…

2015-11-11_085527

Как само лицо, так и все в этой картине юно и свежо…. простая и даже пошлая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной»,— писал один из критиков. Это было начало признания. А через пять лет Серебрякова – уже известная художница. Ее приглашают принять участие в росписи Казанского Вокзала, построенного в Москве по проекту А. В. Щусева.

Серебряковой поручили разработку аллегорических изображений стран Востока: Индии, Японии, Турции и Сиама. Эта работа заставила Серебрякову погрузиться в глубины национальной символики, эпоса.

Зинаида Серебрякова: картина «Беление холста»

(1917, Государственная Третьяковская галерея)

И вдруг, как считали некоторые, этот пробудившийся интерес к истории обрывается — Зинаида Серебрякова пишет картину «Беление холста». Но это лишь кажущийся отход от истории, от эпоса. Вспомним вот о чем. Искусство беления, каким его могла увидеть Серебрякова в русской деревне, само по себе восходит еще к временам египетских фараонов. Языческие жрецы носили одежды из выбеленного на солнце полотна, как символ чистоты и света. В озерах Швейцарии между остатками свайных построек найдены обрывки льняной тканины. «Белёнка», как называли ее славяне, не раз попадалась археологам и в древнерусских курганах. Еще в начале XX столетия свадебная и смертная рубашка русских крестьян шилась из непременной «белёнки».

2015-11-11_085243

Из века в век, во время роста травы, когда росы особенно щедры и обильны, выходили «бельницы» на «стлища», чтобы пропитать холсты луговой сыростью и оставить под очищающим солнцем. Медленно, раз от разу, «съедали» лучи пасмурную серость грубого полотна, вновь и вновь перекладывали холсты звонкоголосые белыницы;

У ворот береза
Зелена стояла,
Зелена стояла,
Ветвием махала
На той на березе
Русалка сидела,
Русалка сидела,
Рубаху просила:
«Девки, молодухи.
Дайте мне рубаху!
Хоть худым-худеньку.
Да белым-беленьку!»

Законченное в 1917 году, «Беление холста» сохраняет внешнюю связь с росписями Казанского вокзала (от них — необычно низкая точка зрения, декоративность, монументальность) и внутреннее единство с интонацией древних сказаний.

Исполненные достоинства и сдержанности фигуры поражают чистотой пропорций, статностью, гармонией движений. Узкая полоска земли смотрится постаментом для этой почти скульптурной композиции. Повторяемость очертаний рождает ощущение гибкой музыкальной мелодии. Между тем содержание картины глубоко конкретно: выстилают холсты не крестьянки вообще, а именно русские, даже точнее — курские молодухи. На крайних фигурах композиции характерные сарафаны «широколя-мочники» из синеной «крашенины», центральная «бельница» — в рубахе из красного фабричного ситца и в паневе без переднего полотна, надетой на нижнюю юбку и подвязанной шнурком — «гашником».

С трехлетнего возраста Серебрякова жила в доме деда — Николая Леонтьевича Бенуа, архитектора, творческие воззрения которого формировались в пушкинскую пору. Она рано прониклась духом пушкинской поэзии и стремилась чувствовать в созвучии с ним. И также впитывала она атмосферу старого, просторного и светлого дома, тень липового парка, душистое цветенье яблоневого сада — все приметные и скрытые черточки, которые делали дедовское Нескучное таким неповторимым и единственным местом.

Русской художницей Серебрякову сделали Пушкин и Нескучное — «труды и дни» окружающих курских деревень. Прикоснувшись в детстве к творчеству народа и великого народного поэта, Серебрякова всю жизнь не переставала слышать музыку родного языка, родных красок и образов: холсты художницы словно очищены курским солнцем — столько в них света, нравственного здоровья и природной силы.

По материалам старинного журнала…