«…Сколько бы искусство ни раскрывало прошлое и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени, и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое, несмотря ни на какие технические неполадки и почерки авторов. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Эти мысли принадлежат замечательному советскому художнику — живописцу и графику, монументалисту, плакатисту и скульптору Александру Александровичу Дейнеке.

Если попытаться охарактеризовать одним словом творчество А. Дейнеки, то словом этим будет — современность. Обостренное чувство своего времени, своей эпохи, новизна и свежесть восприятия их художником — характернейшая черта его творчества.

Утверждение новой эры, наступившей после Великой Октябрьской революции, Дейнека — выходец из рабочей семьи — встретил с большим воодушевлением. Он воспевает трудовой энтузиазм, пафос созидательной энергии масс. Его привлекают динамика и новые ритмы жизни большого города, восхищает пластическая красота облика нового, советского человека, его физическая сила и ловкость, спортивная сноровка.

Но наряду с этим из памяти Дейнеки не ушли, не изгладились впечатления, пережитые им в годы гражданской войны, участником которой он был. Настойчиво зреет в его сознании желание воплотить, выразить их в философски-продуманной обобщенной форме большого многофигурного полотна. Так возникает картина «Оборона Петрограда», впервые показанная художником в 1928 году на выставке, посвященной десятилетию Красной Армии.

Картина А. Дейнеки «Оборона Петрограда»

Это одно из лучших и значительных произведений советской живописи первого послереволюционного десятилетия.

2016-03-31_161807

Лаконично, в суровом, мужественном тоне рассказывает картина об одном из эпизодов гражданской войны — защите родного Питера рабочими отрядами красногвардейцев от наступающей армии генерала Юденича. Двухъярусная композиция, избранная здесь Дейнекой, позволяет построить развитие сюжетной линии на контрастном сопоставлении идущих на фронт в боевом строю отрядов и возвращающихся с фронгруппами раненых рабочих и солдат. Художник как бы разворачивает действие во времени, добиваясь таким композиционным приемом особой остроты выражения основного идейного момента картины — ощущения героики борьбы. Он не показывает непосредственно боя с противником. Но зритель чувствует всю трудность и серьезность положения не только благодаря введенному Дейнекой мотиву раненых, но еще в большей степени благодаря нарастающему мужественному ритму марша уходящих на фронт бойцов и выражению строгой сосредоточенности и подтянутости, которые видны в их лицах.

И вместе с тем картина оптимистична. В единстве, сплоченности рядов, где вместе с мужчинами идут защищать завоевания революции и женщины-работницы, символизируя образ всего народа, вставшего на борьбу, — видны воля, энергия, революционный напор. Выражению этого героико-волевого начала подчинены все изобразительные средства художника.

Дейнека выделяет крупным планом фигуры красногвардейцев, самой масштабностью подчеркивая их значение. Этой же цели служит и ритм. В бодром шаге новых пополнений, в ритмическом повторе вскинутых на плечо винтовок — сила и решительность, готовность к бою и целеустремленность, рождающие уверенность в победе. У зрителя возникает суровое и гордое восприятие гражданской войны как героической эпопеи народа.

В «Обороне Петрограда» наше внимание не отвлекают никакие частности. Мы ощущаем самый ритм, движение масс. Резкий контраст движущихся фигур. Наверху, на мосту, — вялые, медленно бредущие с позиций раненые: спрятанные в воротники головы, опущенные плечи, неуверенные шаги. И чеканящие шаг, монолитные ряды красногвардейцев внизу, как будто слившиеся в нашем восприятии в единую массу. Этот контраст западает в душу зрителя, пронизывает его мыслью о неиссякаемости, неизбывности сил революции.

Дейнека смотрел на события недавнего революционного прошлого глазами своего современника — советского человека двадцатых годов. Он сумел выразить это чувство революционной гордости в яркой и убедительной форме.

В этом — главный смысл «Обороны Петрограда», ее историческая и художественная ценность.

История создания знаменитой картины «Оборона Петрограда» — социальный заказ. Тема не вынашивалась художником, она была «выделена» Реввоенсоветом, сроки написания тоже были определены, и довольно жасткие. А между тем в картине нас поражает пафос подлинности и свободы, с поразительной точностью здесь найдена та пластическая форма, которая передавала самую поступь времени, его характер, дух. Недаром картина стала символом, эмблемой революции.

Для Дейнеки было естественно и просто работать над плакатами, листовками, оформлять обложки журналов и вложить всего себя в картину, тема которой выделена Реввоенсоветом.

Картина А. Дейнека “Будущие летчики”

Картина “Будущие летчики” пера А. Дейнеки родилась в предвоенные годы.

2016-04-05_114137

Это было сложное и противоречивое время. Люди не могли не чувствовать, что близится час, когда над полями Европы тишина взорвется орудийными выстрелами. Строя мирную жизнь, советские люди не могли не думать о том, что будет, «если завтра война». Отсюда сплетение мечты о подвиге, о героизме с пафосом мирной стройки. Героями страны были Чкалов и Стаханов. Молодежь записывалась в Осоавиахим и шла на строительство московского метро.

Искусство предвоенных лет очень точно передает это мироощущение.

Мальчишки, живущие в южном городе, смотрят в голубое небо. Радуются солнечному дню, мягкому морю, но они мечтают не о спокойной безмятежной жизни.

Хотя зритель видит только спины и затылки мальчиков, ему полностью передаются их горячая заинтересованность самолетом, их живая реакция, даже в какой-то мере индивидуальность каждого из них.

Плывущий в небе гидроплан врывается тревожной нотой в картину, где даже белокаменная балюстрада призвана подчеркнуть и подкрепить представление о спокойной, надежно устроенной жизни. Он как бы разрушает идилличность и безмятежность настроения картины.

Александр Александрович Дейнека, лауреат Ленинской премии, хорошо известен нашему зрителю. В Дейнеке всегда привлекала не только и не столько своеобразная манера письма, умение создать особый ритм полотна, способность показать свой, ни у кого не заимствованный мир сильных и здоровых людей, в движении слитых с природой, удивительно пластичных, динамичных, задорных, но прежде всего то, что картины его чудесным образом хранят на себе отпечаток времени.

Прекрасная в трагичности и оптимизме «Оборона Петрограда», уверенные и мощные, твердо стоящие на своей земле «Текстильщицы». И вот эти «Будущие летчики» — мальчишки, жизнь которых могла бы быть мирной и радостной, но в которую непременно ворвется буря 20 века.

Дейнека был художником, пронзенным чувством молодости. Это была не просто черта характера, хотя до последних дней он оставался бодр, энергичен, жизнерадостен. Это была особенность его мироощущения.

Известные полотна художника — «На стройке новых цехов» (1926), «Будущие летчики» (1937), «Раздолье» (1944). В каждой из этих картин живет задор, напористость, окрыленность — бездумная, не омраченная сомнениями, — пафос молодого здорового тела, ощущение легкости, преодолимости всех препятствий.

Дейнека на был одинок — этот же настрой можно ощутить в кинохронике Дзиги Вертова, в песнях братьев Покрасс и Дунаевского, в стихотворениях Маяковского — во многих созданиях этих и других современников Дейнеки. Все они так чувствовали, воспринимали свое время, именно так, с большей или меньшей силой выражали его в своем творчестве.

По материалам старинного журнала…