Среди художников-передвижников конца XIX — начала XX века видное место принадлежит Николаю Петровичу Богданову-Бельскому. Выходец из крестьян, он свое творчество посвятил изображению современной ему деревни.

Годы жизни: 1868 – 1945 гг.

Факты биографии

Художник родился 8 декабря 1868 года в селе Шитиках Бельского уезда Смоленской губернии. Семья очень нуждалась, и мальчик пас скот, чтобы как-то помочь. Начальное образование будущий художник получил в Шопотовском двуклассном училище. Потом он учился в образцовой народной школе в селе Татеве. Эта школа была основана известным педагогом, профессором С. А. Рачинским, посвятившим свою жизнь делу народного образования в деревне. Рачинский обратил внимание на одаренного мальчика, который вырезал из дерева различные интересные фигурки, и всячески старался, чтобы его ученик получил специальное образование.

Около двух лет Богданов-Бельский учился в школе рисования при Троице-Сергиевой лавре в Загорске под Москвой. Но занятия эти были односторонние. Рисовали главным образом на церковные темы. Серьезные занятия начались в 1884 году, когда юноша поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителями его были художники В. Д. Поленов, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский.

Главные темы в творчестве

Учился Богданов-Бельский в пейзажном классе. Занимался довольно успешно: за свои работы он получил две Малые серебряные медали. Рисуя пейзажи, художник чувствовал, что его больше привлекает бытовой жанр. Для дипломной работы на звание классного художника Богданов-Бельский выбрал тему из деревенской жизни. Художник впоследствии вспоминал: «Меня тянуло в деревню, мне казалось, что там я напишу что-то значительное, нужное».

В родном селе Татеве он создал картину «Будущий инок», которая была удостоена Большой серебряной медали. Успех картины утвердил художника в его выборе. С этого времени изображение крестьянской жизни стало главным в его творчестве.

Дореволюционная деревня на картинах Богданова-Бельского совсем иная, чем у других художников того времени — В. М. Максимова, К. А. Савицкого, Г. Г. Мясоедова. Он изображает не темную, нищую, забитую деревню, а деревню пробуждающуюся, тянущуюся к знанию.

На картине «Воскресное чтение» художник изобразил крестьян, которые собрались в школе. Учитель, молодой, с добрым лицом, читает им книгу. Все внимательно, боясь проронить слово, слушают его.

Художник работал над своими картинами с глубокой верой в талантливость русского народа, в его жажду знаний.

Но большинство своих произведений Богданов-Бельский посвятил детям. Пожалуй, трудно назвать другого художника, сумевшего так правдиво и просто рассказать о сельской детворе, о дореволюционной школе.

Картина «У порога школы»

(1897 год)

2017-11-23_123350

…Вот у дверей школы стоит нищий мальчик в лаптях, с котомкой за плечами, с посохом. Видно, путь он прошел неблизкий. Лица мальчика не видно, но по склоненной спине, по снятому картузу видно, с каким благоговением заглядывает он в класс, где идет урок, как он завидует сидящим там ребятам.

В картине «У порога школы» этот мальчик олицетворяет стремление русского народа к учению.

Картина “Устный счет” Богданова-Бельского

(1895 год)

В картине «Устный счет» художник нарисовал класс в Татевской школе, где он учился. В образе учителя он изобразил своего любимого учителя С. А. Рачинского. В этой картине художник проявил себя как тонкий знаток детской психологии. Ребятишки на его картинах — любознательные, смышленые, старательные.

332017-11-23_123113

Сельской школе и ее ученикам посвящены картины: «У больного учителя», «Проба голосов», «Именины учительницы», «Сочинение», «Новички» и другие.

Картина «У больного учителя»

(1897 год)

2017-11-23_123134

Богданов-Бельский известен также как мастер портрета. Он создал замечательный портрет А. М. Горького.

В 1903 году художнику было присвоено звание академика, в 1914 году его избирают в действительные члены Академии художеств. Вскоре после образования «Общества имени Куинджи» в 1909 году Богданов-Бельский становится его председателем и остается им до 1921 года.

После Великой Октябрьской социалистической революции художник много работал. Активный член Товарищества передвижных выставок, он участвует в передвижной выставке 1918 года.

В 1921 году художник уехал в Латвию.

Умер художник в 1945 году.

Николай Петрович Богданов-Бельский вошел в историю русской живописи как тонкий художник, открывший интересный и своеобразный мир деревенской детворы, жадно стремящейся к знаниям.

Т. КЕДРИНА, по материалам журнала “Семья и школа”, 1968 год