Советская батальная живопись, как и Красная Армия, родилась в огне гражданской войны. У ее колыбели стоял замечательный советский художник Митрофан Борисович Греков.

Греков пришел к революции с демократическими убеждениями — они формировались в обстановке острой политической и идейной борьбы начала XX века, в атмосфере горячих дискуссий, охвативших Петербургскую Академию художеств, где учился живописец. Он проходил курс сначала под ру¬И. Е. Репина, а затем Ф. А. Рубо — выдающегося баталиста, создателя панорам «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва».

Революцию художник встретил у себя на родине, на Дону, и его симпатии всецело на стороне беднейшего казачества.

В 1920 году Греков добровольно вступает в ряды Красной Армии, и с тех пор вся жизнь его, все творчество связаны с нею. На военных дорогах, в сражениях пристально изучает художник жизнь и быт армии. Он знакомится с ее полководцами, создает первую военную студию изобразительного искусства и бережно воспитывает тянущуюся к искусству молодежь. Здесь он задумал и осуществил цикл картин «Гражданская война», ставший главным делом его жизни. Многие замечательные полотна этого цикла — «В отряд к Буденному», «Вступление полка им. Володарского в Новочеркасск», «Трубачи Первой конной» и другие — достойно украшают музеи нашей страны. К их числу относится и картина «Тачанка» — произведение, захватывающее зрителя героическим пафосом.

2016-03-28_134519

Описание картины Грекова “Тачанка”

Мы воспринимаем «Тачанку» не как изображение отдельного момента боя, а как символ революционного вихря, несущегося над Россией и сметающего на своем пути все чуждое, враждебное.

На полотне изображена атака Красной конницы. По выжженному солнцем скошенному полю, взметая клубы пыли, мчится на врага красноармейская тачанка. «Пулеметам продвинуться вперед!» — таково второе название этой картины.

Движение зарождается в правом верхнем углу картины и затем стремительно развивается по диагонали. Горизонт застлан клубами бурой пыли, и оттуда вырывается на зрителя четверка неудержимых коней, влекущих тачанку. Как великолепны грековские кони, как различны, как индивидуальны они и вместе с тем как едины в своем стремлении вперед! Под крупами коней мчатся по земле их тени, и кажется, будто кони летят, не касаясь земли. Лихо правит ими, пригнувшись вперед, ездовой, ухватился за крыло повозки один из пулеметчиков. А вслед за тачанкой, по сторонам ее, нагоняя, ускоряя движение, мчится в бой конница, и все вместе звучит как звонкий победный аккорд.

«Тачанка» Грекова — одно из лучших произведений советской батальной живописи. Традиции этого большого мастера бережно хранятся и приумножаются в Студии военных художников имени М. Б. Грекова, которая объединяет большое число художников, посвятивших свой талант Советской Армии.