Художник Н. Терпсихоров: картины, творчество

Октябрьская революция, утвердившая новый общественный строй, создала неограниченные возможности для развития духовной жизни народа. Впервые ценности многовековой русской культуры стали подлинным достоянием широких масс.

Перед мастерами искусства вставали новые идейно-творческие задачи. Искренне приняв революцию, передовые художники стремились осмыслить новый образ эпохи, найти ему выражение. В творчестве скульпторов Н. Андреева, И. Шадра, живописцев Б. Кустодиева, Н. Касаткина, А. Рылова, И. Бродского, К. Юона, С. Малютина, плакатистов Д. Моора, В. Дени, М. Черемныха и других складывались в первые годы революции черты молодого советского искусства.

В высоком окне мансарды едва забрезжил рассвет, тускло осветив комнату и фигуру человека, склоненного с кистью в руках над красным полотнищем. Сосредоточенно дописывает он последние слова революционного лозунга: «Вся власть Советам».

Картина автобиографична. Она не только передает реальную обстановку мастерской художника, но и содержит большой социальный смысл. Она говорит о гражданском долге, о тех путях, которыми шли в первые годы революции лучшие представители интеллигенции, стараясь помочь становлению государства рабочих и крестьян своими знаниями, талантом и трудом. К их числу принадлежал и сам художник Николай Борисович Терпсихоров, после демобилизации из Красной Армии в 1921 году снова взявший кисть в руки.

Советскому зрителю Н. Терпсихоров известен больше как тонкий и проникновенный лирик, мастер пейзажа. Однако впервые признание молодому художнику принесло произведение жанровой живописи, выдвинув его в число лучших советских жанристов 20-х годов. Этим произведением была созданная Терпсихоровым в 1924 году картина «Первый лозунг».

2016-03-31_161822

Жизненная ситуация, изображенная Терпсихоровым в «Первом лозунге», была пережита самим художником. Поэтому так особенно убедительна и верна она, так выразительны, характерны детали. Исторический момент требовал искусства, служащего агитационным целям. И Терпсихоров был с теми, кто, оставляя свои этюдники и мольберты, шли писать лозунги, плакаты, оформлять революционные праздники и агитпоезда, работать в «Окнах сатиры» РОСТА.

Исполняющим свой революционный долг художником изображен и герой картины «Первый лозунг». С чисто режиссерским умением использует здесь Терпсихоров каждый предмет обстановки, характеризующей время. Это вносит в картину повествовательный момент и одновременно создает тот своеобразный литературный подтекст, который дополняет характеристику основного образа, помогает глубже понять идейный замысел художника.

Таких типических «примет времени» в произведении Терпсихорова немало. Это железная печурка «буржуйка» — непременный атрибут всех жилых помещений той поры. На столе остатки скудной трапезы. Одиноко свисает с потолка электрическая лампочка, вместо абажура прикрытая куском бумаги. В комнате холодно. Об этом красноречиво говорит фигура самого художника, одетого в старое пальто и шляпу, а также общий сумеречный коричневато-серый колорит картины, создающий ощущение неприютности… И все же картина не вызывает чувства безнадежности. Радостным красочным пятном врывается в ее темноватый колорит алое полотнище, на котором художник выводит последние слова революционного лозунга.

Трудности времени пройдут. Настанет день, и он понесет людям, своему народу искусство вечно живое и прекрасное, зовущее и подымающее его к высоким целям. Терпсихоров выразил эту мысль иносказательно, изобразив — как символ вечной красоты — стоящие в мастерской художника гипсовые слепки с античных статуй.

В простой безыскусственной форме сохранило и донесло до нас это небольшое полотно Терпсихорова аромат эпохи, живое ощущение жизни, отблеск тех мыслей и чувств, которые волновали сердца и души людей героических революционных лет.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Метки , , , . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *