Октябрьская революция, утвердившая новый общественный строй, создала неограниченные возможности для развития духовной жизни народа. Впервые ценности многовековой русской культуры стали подлинным достоянием широких масс.

Перед мастерами искусства вставали новые идейно-творческие задачи. Искренне приняв революцию, передовые художники стремились осмыслить новый образ эпохи, найти ему выражение. В творчестве скульпторов Н. Андреева, И. Шадра, живописцев Б. Кустодиева, Н. Касаткина, А. Рылова, И. Бродского, К. Юона, С. Малютина, плакатистов Д. Моора, В. Дени, М. Черемныха и других складывались в первые годы революции черты молодого советского искусства.

В высоком окне мансарды едва забрезжил рассвет, тускло осветив комнату и фигуру человека, склоненного с кистью в руках над красным полотнищем. Сосредоточенно дописывает он последние слова революционного лозунга: «Вся власть Советам».

Картина автобиографична. Она не только передает реальную обстановку мастерской художника, но и содержит большой социальный смысл. Она говорит о гражданском долге, о тех путях, которыми шли в первые годы революции лучшие представители интеллигенции, стараясь помочь становлению государства рабочих и крестьян своими знаниями, талантом и трудом. К их числу принадлежал и сам художник Николай Борисович Терпсихоров, после демобилизации из Красной Армии в 1921 году снова взявший кисть в руки.

Советскому зрителю Н. Терпсихоров известен больше как тонкий и проникновенный лирик, мастер пейзажа. Однако впервые признание молодому художнику принесло произведение жанровой живописи, выдвинув его в число лучших советских жанристов 20-х годов. Этим произведением была созданная Терпсихоровым в 1924 году картина «Первый лозунг».

2016-03-31_161822

Жизненная ситуация, изображенная Терпсихоровым в «Первом лозунге», была пережита самим художником. Поэтому так особенно убедительна и верна она, так выразительны, характерны детали. Исторический момент требовал искусства, служащего агитационным целям. И Терпсихоров был с теми, кто, оставляя свои этюдники и мольберты, шли писать лозунги, плакаты, оформлять революционные праздники и агитпоезда, работать в «Окнах сатиры» РОСТА.

Исполняющим свой революционный долг художником изображен и герой картины «Первый лозунг». С чисто режиссерским умением использует здесь Терпсихоров каждый предмет обстановки, характеризующей время. Это вносит в картину повествовательный момент и одновременно создает тот своеобразный литературный подтекст, который дополняет характеристику основного образа, помогает глубже понять идейный замысел художника.

Таких типических «примет времени» в произведении Терпсихорова немало. Это железная печурка «буржуйка» — непременный атрибут всех жилых помещений той поры. На столе остатки скудной трапезы. Одиноко свисает с потолка электрическая лампочка, вместо абажура прикрытая куском бумаги. В комнате холодно. Об этом красноречиво говорит фигура самого художника, одетого в старое пальто и шляпу, а также общий сумеречный коричневато-серый колорит картины, создающий ощущение неприютности… И все же картина не вызывает чувства безнадежности. Радостным красочным пятном врывается в ее темноватый колорит алое полотнище, на котором художник выводит последние слова революционного лозунга.

Трудности времени пройдут. Настанет день, и он понесет людям, своему народу искусство вечно живое и прекрасное, зовущее и подымающее его к высоким целям. Терпсихоров выразил эту мысль иносказательно, изобразив — как символ вечной красоты — стоящие в мастерской художника гипсовые слепки с античных статуй.

В простой безыскусственной форме сохранило и донесло до нас это небольшое полотно Терпсихорова аромат эпохи, живое ощущение жизни, отблеск тех мыслей и чувств, которые волновали сердца и души людей героических революционных лет.