2015-06-08_160858Еще Платон в своем проекте идеального государства предлагал обязательно обучать всех граждан танцам и музыке. Эти расширенные требования к эстетическому воспитанию в большой степени проявились в античном обществе и в том или другом виде выдвигались во все эпохи. Но лишь в последнее время наука разгадала значение и смысл танцевальных проявлений человека.

Танцы – мышечное чувство

Больше века тому назад великий русский физиолог Сеченов открыл, что все беспредельное разнообразие духовной жизни человека выражается в конечном счете одним и тем же явлением — мускульным движением. Смеется ли ребенок при виде игрушки, трепещет ли девушка при первой мысли о любви, открывает ли Ньютон мировые законы и записывает их на бумагу, всюду конечный эффект — мускульное движение. И действительно, без этого движения невозможно ни познание природы, ни ее изменение в процессе труда, ни усовершенствование самого человека в процессе воспитания.

Физиология — наука о деятельности организма — установила, что, кроме известных нам внешних органов чувств, существует еще и мышечное чувство, чувство движения или перемещения частей нашего тела. Это чувство возможно благодаря тому, что в мышцах имеются особые воспринимающие тельца или „щупальцы”, как их образно называл Сеченов. Изучая деятельность этих телец, физиология может еще глубже проникнуть в тайны человеческого мозга и значение движения для его деятельности.

При изучении различных видов движений, например, ритмичных движений под музыку — танцев, было установлено, что они значительно меньше утомляют, чем обычные движения, не сопровождаемые музыкой. А это означает, что если нервную систему поддерживать готовым ритмом, как при танцах, то долгое время не наступает усталости. Впрочем, кто не знает этого по личному опыту! Поэтому и танцы при своем возникновении развились из разнообразных движений и жестов человека, связанных с трудовыми процессами, с наблюдением над природой, с эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Ритмичные, сопровождаемые звуками движения облегчали работу и поддерживали бодрость чувств и мыслей.

Движение – это жизнь!

Известно, до какой глубокой старости сохранял великий физиолог Иван Петрович Павлов работоспособность и свежесть ума. Одной из причин этого являлось то, что он строго сочетал умственный труд с физическим и до последних дней своей жизни поддерживал в себе так хорошо названную им „мускульную радость” постоянной физической работой в саду и игрой в городки со своими сотрудниками.

Чтобы действовать освежающе и поддерживать высокий тонус нервной системы, наши движения — труд, физкультура, спортивные игры, танцы — должны создавать положительные эмоции, чувство оптимизма и ясности духа. Эта радость становится еще больше, когда человек подчиняет свои двигательные импульсы общему ритму движений коллектива, как это бывает в народных и современных танцах.

Некоторые полагают, что ощущать „мускульную радость” и связанную с нею мобилизацию резервных сил нервной системы свойственно только молодежи и недоступно людям среднего и пожилого возраста, Но это совсем не так! Возможности нервной системы, главным образом те, на которые влияют движения и эмоции, не исчезают с появлением первых седых волос. Напротив, жизнь убеждает нас как раз в обратном.

Танцевать – значит жить!

Танцевать— это значит вновь и вновь открывать гармонию ритма, которым природа наделила твое тело, заставляя ритмично биться твое сердце, а легкие сжиматься и распускаться. Танцевать — это значит почувствовать живую частицу дыхания людей, которые не могут жить в одиночестве!

В конечном счете все зависит от нас. Поэтому так настоятельно ставится вопрос: как остаться дольше молодыми? Одним из немаловажных путей к этому являются танцы.

Что значат танцы для пожилых людей?

Не поздно ли им танцевать, не посмотрят ли на них окружающие с насмешкой? Да и подходят ли любые танцы такому возрасту? Вот некоторые из сотен вопросов, которые вызвало бы обсуждение этой темы.

Как для любого человека, так и для пожилых людей, танец — средство наиболее полнокровно слиться с ритмом жизни, с силой ее источников. Танцевать может каждый, у кого „сердце еще молодо”. А оно всегда остается таким, если пожилой человек не стыдится признаться в этом. Ну а кто же станет партнерами? Сверстники и сверстницы, спутники и спутницы жизни. Или сыновья и дочери. Разве им не приятно будет видеть своих родителей энергичными, жизнерадостными, неувядающими ?

И почему общество должно смотреть на них с насмешкой, раз радости жизни у нас доступны всем? Правда, найдутся, быть может, старомодные люди, особенно среди женщин, которые омрачат своими замечаниями и остротами первые попытки. Но неужели они будут задавать тон, неужели темный занавес традиций задушит радость, прежде чем она засияет? Наше общество смело порвало со многими предрассудками, бросило в мусорный ящик разные отжившие и устаревшие привычки. И это единственный способ изгнать скуку и преждевременные сумерки изо всех уголков жизни.

В заключение — чисто технический вопрос. Доступны ли современные танцы пожилым людям, живущим воспоминаниями о своей молодости с вальсами, танго и фокстротом? В современных танцах действительно есть новый ритм, новые движения, нередко строго осуждаемые из-за своей необычности, а иной раз уродуемые чрезмерными любителями модернового. Но стоит отбросить все это, и увидишь, что в современных танцах, как и в старинных, имеется своя красота. И если пожилые люди начнут танцевать их, они, быть может, уже не покажутся им такими непривычными и даже безобразными. Участник всегда менее критичен, чем наблюдатель.
Давайте же танцевать все — и молодые, и старые! Пусть это будет хорошим отличительным признаком нашего вечно юного социалистического общества, нашей новой жизнеутверждающей культуры.