2015-06-02_155216

Ситуация: Родители проглядели, что ребенок пишет левой рукой. Не обращали внимания, считая, что ребенок мал и еще успеет научиться правильному действию руками, а привычка уже образовалась. Что делать: примириться с этим или переучивать ребенка-левшу?


Левша ли ребенок?

В семьях, в детских садах иногда встречаешь малышей, у которых проявляется склонность к предпочтительному пользованию левой рукой. Ею они заводят игрушку, кормят куклу, берут отдельные вещи, рисуют, кушают и т. д. Во время игры, движений левая рука у них бывает более активной. Возникает вопрос: Левша ли ребенок?

У большинства детей такая склонность вначале имеет нестойкий характер. Так, во время еды ребенок может взять ложку в левую руку, но после замечания он перекладывает ее и продолжает есть уже правой рукой. Это вовсе не означает, что ребенок левша.

В раннем возрасте леворукость ребенка – явление непостоянное и формируемое!

В раннем возрасте на пользование той или другой рукой влияет самое положение предмета. Когда ложка лежит слева, ребенок берет ее левой, рукой. Но если ложка лежит справа, то дети едят правой рукой. Лишь в отдельных случаях у ребенка уже в раннем возрасте проявляется устойчивая склонность к леворукости.

Как быть с такими детьми? Развивать ли им правую руку или предоставить им возможность пользоваться лишь левой рукой?

Учение И. П. Павлова об условных рефлексах и пример самого ученого (в детстве он был левшой) показывают, что у детей, склонных к леворукости, можно выработать умение успешно действовать и правой рукой. Это важно, так как управление многими орудиями производства и машинами требует хорошего развития правой руки. Того же требуют некоторые предметы повседневного употребления, удобное положение за столом и т. д.

Переучивать ли ребенка левшу?

Переучивая маленького ребенка левшу рисовать и кушать правой рукой, мы облегчаем ему овладение этой рукой и для других действий. Развивая у леворукого ребенка и правую руку, можно научить его успешно действовать обеими руками.

Известно, что левши пишут обычно правой рукой и лишь при других действиях пользуются преимущественно левой рукой.

Если своевременно не приучить ребенка пользоваться правой рукой, то в дальнейшем это затруднит обучение его письму в школе. Писать же левой рукой неудобно, так как обстановка класса и мебель приспособлены для пользования правой рукой, да и садятся ученики всегда так, чтобы естественное освещение было слева.

Следует помнить, что, когда у ребенка уже сложилась привычка действовать главным образом левой рукой, процесс переучивания усложняется и требует иногда больших усилий. Наоборот, чем младше ребенок, тем легче выработать у него правильные двигательные навыки, несмотря даже на склонность к пользованию левой рукой.

Родители могу услышать разные советы — одни настаивают на том, чтобы переучивать левшу, другие считают, что все должно оставаться как есть.

Здесь нужны не случайные советы, вызывающие лишь сомнения, переучивать ли ребенка левшу, а консультация специалиста. Необходимо показать сына врачу-психоневрологу. На основе того заключения вы и педагог того класса, где учится мальчик, должны вместе решить, что следует предпринять.

Общие рекомендации могут быть следующими: 

Правую руку развивать, конечно, следует. Но — постепенно, осторожно. Не принуждайте мальчика писать правой рукой, если левой ему удобнее. Не ругайте его, не наказывайте. Не доводите до конфликта, а то у ребенка может произойти нервный срыв. Ни в коем случае не показывайте мальчику, что вас беспокоит его леворукость. Не подчеркивайте вообще, что он чем-то отличается от других детей.

Как переучить левшу?

Работа эта требует внимания и терпения. Воспитательница часто напоминает леворукому ребенку, что все дети держат ложку, едят и рисуют правой рукой. «Вот этой рукой», — говорит она и дотрагивается до его правой руки. Ребенок выполняет указание взрослого. Однако во время еды или рисования он нередко снова перекладывает ложку или карандаш в левую руку. Воспитательница зорко следит за малышом и тут же напоминает о нарушении правила или сама перекладывает карандаш, ложку в его правую руку.

Как переучить левшу на правшу. В школе учительница, чтобы не отвлекать внимание класса, негромко произносит имя ребенка,— это для него служит сигналом переложить ручку в правую руку. На занятиях по рисованию или лепке воспитательница сажает леворуких детей поближе к себе, чтобы постоянно держать их руки в поле зрения.

Взрослые должны помнить, что леворукость у детей нередко развивается из-за невнимания к мелочам, например, к тому, как ребенку подают игрушки и другие предметы, как располагают на столе приборы для еды и т. д. Родители часто обращаются к ребенку со словами; «Дай ручку», не обращая внимания, какую он подает руку. Следует приучать его протягивать только правую руку.

Усилия детского сада и семьи в деле переучивания левши должны быть совместными. Чтобы не получилось так, что в саду воспитательница стимулирует к работе правой рукой, а дома ребенок забывается и пользуется левой.

Переучивание леворукости порой затрудняется из-за того, что в семье неумело побуждают ребенка к пользованию правой рукой, действуют окриками, запугиванием, наказаниями.

«Мама кричит», «наказывает», «бьет по рукам», «не дает цветных карандашей, красок», — говорят малыши. Некоторые родители, когда ребенок рисует или пишет, даже привязывают его левую руку или надевают на нее варежку. Все это отвлекает и раздражает детей, вызывает у них упрямство, делает их нервными.

Важно, чтобы ребенок сам стремился действовать правой рукой. Чтобы переучить левшу, надо терпеливо направлять его усилия, подчеркивая каждый успех.