А. Н. Самохвалов принадлежит к тому поколению советских художников, чей творческий путь начинался в первые годы становления советского искусства. Это был период бурного роста новой социалистической культуры, время, когда складывались новые эстетические принципы. В искусстве это время отмечено подлинными открытиями, серьезной переоценкой старых художественных ценностей.
Художники, пришедшие в искусство в 20-х годах, были захвачены переменами, происходившими в окружающей жизни. Творческая молодежь, среди которой мы встречаем и Самохвалова, прекрасно чувствовала свое время. Она жила мыслями и думами нового поколения. Именно для этой молодежи было характерно стремление к поискам новых выразительных средств искусства, способного рассказать о времени ярким, образным языком, способного передать ее романтический порыв.
Упорно овладевая в эти годы профессиональным мастерством, Самохвалов среди художников старшего поколения выбирает своим учителем К. Петрова-Водкина, подлинного новатора в искусстве, открывшего нам удивительно новый мир человеческих образов, глубоко национальных и демократичных в своей основе.
Однако Самохвалов не стал подражателем большого и самобытного художника. У молодого мастера определился свой круг образов, своя тема в искусстве.
Мастер портрета
В 20-х — начале 30-х годов Самохвалов много работает над портретом. Именно в этом жанре он находит для себя, для своей творческой индивидуальности наибольшие возможности отразить новую действительность. В лучших своих работах этих лет — «Молодая работница», «Метростроевка», «Вузовка» — художник создает глубоко типический образ своей современницы. Он дает собирательный тип нового советского человека.
Наиболее ярким и, если можно так сказать, «эпохальным» решением этого образа явился портрет молодой спортсменки, вошедший в историю советского искусства под названием “Девушка в футболке” (1932 год).
По глубине социального содержания, по силе образного и живописно-пластического решения картина “Девушка в футболке” стала самым выдающимся произведением в творчестве Самохвалова. В ней много искреннего, неподдельного чувства восхищения художника молодостью, энергией, жизнелюбием, душевной красотой комсомолки-активистки, чей облик несет в себе неповторимые приметы той замечательной эпохи.
Особенностью изобразительного языка этого произведения является предельная ясность и простота. Фигура девушки, изображенная крупным планом, занимает почти всю поверхность холста. Этим художник достигает впечатления монументальности и значительности образа. Изображение дано на светлом фоне, что усиливает роль силуэта, который отличается здесь особой гармонией форм.
Композиционная четкость, ритмичность линий, подчеркнутая чередованием белых и черных полос футболки, создают ощущение спокойствия, силы, пластической красоты. В сдержанной цветовой гамме, мягко моделируя форму, художник пишет лицо и руки девушки.
Лицо ее, безусловно, индивидуально портретно: широкое, несколько скуластое, с характерно очерченным ртом, с открытым, прямым взглядом живых и умных глаз. Перед нами волевой, сильный духом человек.
Художник любуется здесь красотой молодости, красотой энергии, цельностью человеческого характера. Он заставляет всем этим любоваться и нас. В этом и заключается непреходящая ценность художественного произведения, которое не только «документ эпохи», имеющий «исторический» интерес. Подлинное произведение искусства создает общезначимые человеческие ценности — они не исчезают вместе с эпохой, их породившей, а вызывают чувство восхищения и у последующих поколений. Именно к числу таких произведений и относится «Девушка в футболке» Самохвалова.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.