2015-08-12_161457В своеобразии поведения ребенка отражается его темперамент. В зависимости от силы или слабости, уравновешенности или неуравновешенности, подвижности или инертности основных нервных процессов возбуждения и торможения— складываются различные типы нервной системы. В поведении человека они и проявляются как тот или иной темперамент. И действительно в жизни мы различаем детей порывистых и легко возбудимых, медлительных и спокойных, живых и подвижных, застенчивых и замкнутых.

Ошибочно думать, что тип нервной системы определяет психическое развитие ребенка. При любом темпераменте можно развить все важнейшие качества личности. Однако без учета темперамента ребёнка неизбежны ошибки в самом подходе к нему.


Характеры человека: холерик

В воспитании детей различных темпераментов особого подхода требует так называемый холерический темперамент. Его еще называют безудержным, а детей такого типа — порывистыми, легковозбудимыми.

На первый взгляд холерики по характеру кажутся энергичными и работоспособными. Они легко берутся за любое дело и даже за несколько дел сразу. Обычно это сопровождается бурным проявлением чувств и энергии. Но, наблюдая за ними, замечаешь, что в их деятельности ярко проступает характерная черта холерика: период бурной активности (порой с неэкономной тратой энергии) сменяется периодом спада активности и настроения.

Объясняется это недостаточной уравновешенностью в нервной системе процессов возбуждения и торможения, отставанием вторых от первых. Это и создает впечатление «безудержности» в поведении человека такого типа. Он, по словам И. П. Павлова, «дорабатывается до того, что ему все невмоготу, наступает… период восстановления». Это мы замечаем и в поведении людей холериков, в отличие от других типов.

Особенности воспитания ребенка холерика

Чрезмерная возбудимость легко может сформировать такие отрицательные черты, как резкость, суетливость, неоправданная решительность в оценках и действиях. Это, конечно, не значит, что каждому ребенку такого типа свойственны подобные недостатки. Они возникают в тех случаях, когда в воспитании детей-холериков не учитывается необходимость постоянно тренировать у них привычку торможения.

Даже в таких, казалось бы, мелочах, как правильно сложить одежду, привычка класть шапку или портфель на свое место, имеются возможности тренироваться в задержке ненужных движений, излишней суетливости.

Или, скажем, в беседе с холериком мы делимся интересной новостью, которую до поры до времени предлагаем держать в секрете от всех. Ему хочется сейчас же рассказать ее, но… слово дано, и надо проявить выдержку. Важно следить за тем, чтобы такой
ребенок приучался ждать обеда, своей очереди, терпеливо ожидал обещанной покупки.

Воспитание хороших манер и культурной речи тоже ведет к тренировке подвижного торможения. Прямая посадка, стройная походка, привычка не прислоняться к стене н не шаркать ногами, не раскачивать при ходьбе сумкой, не смеяться развязно непосредственно связаны со сдерживанием ненужных действий, жестов.

Важно соблюдать гигиенические требования, особенно в отношении сна и труда. Чем глубже сон ребенка, тем к большей активности и сдержанности он будет способен.

Следите также за порядком в жизни детей. Когда в доме налажен хороший порядок и каждая вещь всегда на своем месте, это приучает и ребенка быть более собранным, аккуратным, владеть своими движениями, действиями.

Зная, что у порывистых, нетерпеливых детей может быстро наступить переутомление, обратите внимание на то, чтобы ребята своевременно переходили от работы к отдыху, чтобы они не тратили энергию на ненужные, бесполезные дела. При этом не всегда следует полагаться на заявления наиболее нетерпеливых ребят о том, что они «совсем не устали». Такие дети, не умея регулировать расход сил, нередко легко себя доводят до переутомления.

Вообще говоря, утомление полезно. Утомляясь и затем восстанавливая силы, мы укрепляем свою нервную систему, а переутомление ослабляет её. Утомление быстро проходит, для этого нужны часы. Чтобы снять переутомление, нужны дни.

Хорошее средство воспитания детей холериков — нравственное воздействие на их сознание, убеждение в необходимости сдерживать свои порывы.

Некоторые трудности воспитания детей холериков связаны с ошибками смешения темперамента и характера. Неуравновешенность порой принимают за грубость, за упрямство. Такого ученика, находящегося в возбужденном состоянии, трудно переубедить. Зато успокоившись, он легко может признать свою неправоту.

Последнее обстоятельство порой расценивается как непостоянство и даже неискренность. «У него на неделе семь пятниц»,— говорят в этих случаях. С другой стороны, стремительность, легкая возбудимость холерика нередко принимается за отзывчивость, задушевность, солидарность («Душу готов отдать за друга!»).

Для предотвращения случаев такого смешения важно внушить и самим ученикам, что некоторые моменты их поведения могут быть неправильно поняты.