Псевдоним — слово греческое: pseudonymos, что значит «носящий ложное имя». С точки зрения происхождения слова псевдоним — это правильно; однако применительно к современной действительности такое объяснение не удовлетворяет: вряд ли можно считать более «истинными» такие наименования, как А. Тибо вместо Лнатоль Франс, Ж. Леви вместо Жак Оффенбах, А. П. Голиков вместо Аркадий Гайдар, Е. А. Придворов вместо Демьян Бедный… Тем более ни о какой «ложности» нельзя говорить, если мы вспомним псевдонимы таких известных людей, как Ленин, Максим Горький, — они не менее «истинны», чем В. И. Ульянов и А. М. Пешков. Подлинное, паспортное имя истинно юридически, а псевдоним, получивший широкую общественную известность, — тоже истинное имя, но это «иноименование», почему-либо более удобное или нужное, чем паспортное имя.
Как придумать псевдоним?
Потребность взять себе псевдоним возникает по самым разным причинам. Вот некоторые интересные примеры, как придумывали псевдонимы известные русские артисты-классики.
Когда молодой Иван Николаевич Горелов решил избрать артистическую карьеру, его отец, командир полка, резко воспротивился этому и с возмущением сказал сыну: «Недоставало, чтобы имя Гореловых появилось на сцене… и трепалось по заборам на грязных афишах!» Будущий знаменитый артист дал слово отцу, что «имя Гореловых никогда не появится на афишах…» И он сдержал слово, взяв имя и фамилию своего друга, которого считал погибшим. 15 августа 1867 года он начал свою сценическую карьеру, «превратившись на всю жизнь из Ивана Горелова во Владимира Давыдова». Это был знаменитый артист Александрийского театра В. Н. Давыдов .
Еще более случайно возник псевдоним В. И. Качалов. Когда молодой студент В. И. Шверубович, сын белорусского священника, поступал в театр, хозяин этого театра А. С. Суворин просил Василия Ивановича взять иную фамилию: «Только вот что, господин Шверубович, непременно перемените фамилию. Вы еврей?» — «Нет». — «Гм… Фамилия все же тяжелая…» (Суворин полагал, что фамилия Шверубович происходит от немецкого schwer — «тяжелый», «трудный»). На столе лежала газета, где было объявление о смерти какого-то Василия Ивановича Качалова. Имя освободилось от своего носителя, и его принял молодой Шверубович, прославившийся как народный артист СССР Качалов.
С комической мотивировкой связано появление другого псевдонима — тоже будущего народного артиста Остужева. По паспорту он был Пожаров и под этой фамилией начинал свою артистическую карьеру, но когда, как рассказывал А. И. Южин, он поступил в театр Корша и его стали громко вызывать: «Пожаров!», в публике возникла паника: подумали, что кричат «пожар!». Южин поздравил Сашу, но сказал: «Тебе необходимо немедленно переменить фамилию! «Пожаров» — это катастрофа!» «…Необходимо придумать что-нибудь контрастное… Заливин? Нет, не годится, какое-то кушанье заливное… Пожары тушат… Тушин? Нет, тушинский вор какой-то… Остуживают огонь… Ну, назовись Остужев!» И Александр Алексеевич сделался Остужевым.
Псевдонимы известных русских писателей и поэтов
Очень часто представители аристократических фамилий «скрывались» под псевдонимами, которые иногда представляли собой переделку подлинной фамилии: П. Д. Оболенский стал Ленским (артист Александрийского театра). Ср. аналогичные усечения: В. В. Лужский из Калужский (артист МХАТа), Аталов из Баталов, писатели Овалов из Шаповалов, Б. Галин из Рогалин; упомянутый уже В. Н. Давыдов на клубных сценах играл под вторичным псевдонимом-усечением — Выдов.
Часто служебное положение заставляло известных писателей и поэтов для подписи литературных произведений прибегать к псевдониму. Так, консул Анрн Бейль взял себе псевдоним Стендаль, востоковед О. И. Сенковский — Барон Брамбеус, князь В. Ф. Одоевский — В. Невский, В. И. Даль — Казак Луганский. Н. С. Лесков — Стебницкий, П. И. Мельников — Андрей Печерский, вице-губернатор М. Е. Салтыков — Н. Щедрин.
Совершенно уникальным в истории русских псевдонимов является псевдоним Козьма Прутков, под которым были скрыты подлинные имена писателей А. К. Толстого и братьев Алексея и Владимира Михайловичей Жемчужниковых; эти трое писателей выдали даже портрет своего коллективного псевдонима, ставший столь же знаменитым, как и строки бессмертного Пруткова.
Бывают случаи, когда два брата выступают на одном и том же поприще, и тогда чаще всего младший брат берет себе псевдоним; так, писатель Евгений Петрович Катаев, в отличие от старшего брата Валентина Петровича, взял себе псевдоним по отчеству — Евгений Петров; младший брат певца Л. Б. Собинова (тоже тенор) взял себе псевдоним Волгин (Собиновы родом из Ярославля); из двух братьев Москвиных младший. Михаил Михайлович, стал Тархановым.
В конце XIX — начале XX века у известных русских писателей и поэтов появилась мода на псевдонимы типа: имя (чаще вымышленное) и вместо фамилии — качественное прилагательное, откуда возникли такие псевдонимы: Максим Горький (Алексей Максимович Пешков), Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг), Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов), Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) и даже Антон Крайний (Зинаида Николаевна Гиппиус!).
Эта «модель» перешла и в 20-е годы XX века; ср. Артем Веселый, Михаил Голодный, Эмиль Кроткий, Владимир Красный в т. п., что было спародировано в пьесе В. П. Катаева «Квадратура круга» в лице поэта Емельяна Черноземного.
В языковом отношении интересны псевдонимы-кальки, то есть буквальные переводы имен и фамилий для получения псевдонима. Знаменитый польский пианист Иосиф Гофман выступал не только как музыкант, но и как писатель и подписывался Дворск ий, переводя немецкое Hoffmann на польское Dworski. Известный музыкальный критик Вячеслав Гаврилович Каратыгин в журнале «Театр и искусство» подписывался Черногорский, так как кара в тюркских языках значит «черный», а таг —«гора». Сюда же относятся и Сильвиус — Дюбуа, Ксиландр — Хольцман.
Бывают случаи в истории, когда псевдонимируется не только фамилия, но и имя, и отчество. Например, знаменитая русская балерина Анна Павлова была по паспорту Матвеевна, а «в миру» стала Павловна. Вот и еще один любопытный случай: один известный писатель был по паспорту Кирилл, но так как он не умел произносить ни “р”, ни “л”, то его псевдонимировали в Константина.
Известны и такие примеры псевдонимов, где участвует каламбур, например псевдоним писателя Иннокентия Анненского Ник. Т – о (=никто, ср. капитан Немо у Жюля Верна), или псевдоним известного составителя «Хрестоматий по словесности» А. Д. Галахова: Сто — один, где один напоминает такие фамилии, как Триодин, Мавродин, или еще: И. Грекова (псевдоним писательницы Вентцель. идущий от математического обозначения «игрек»),
В заключение можно сказать, что псевдонимы бывают не только у людей, но даже у собак; в 20-х годах практиковался ввоз кровных производителей из заграницы; такими были пойнтеры: по паспорту Кинг фон Риттерхюлле, псевдонимированный в Тигриса, или Команш-Франк-Вилкс, упрощенный в Джона, то есть с “Ваньку”…
Постскриптум: кто хочет получить больше о псевдонимах, чем здесь рассказано, может посмотреть «Словарь псевдонимов» И. Ф. Масанова в 4-х томах, Москва, 1956.
Об истории возникновения русских псевдонимов из журнала “Семья и школа”, 1962 год
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.