2015-12-18_164338

В. Пукирев “Неравный брак”, 1862. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Описание картины “Неравный брак” (В. Пукирев):

Всего несколько человек на картине, но так впечатляюще нарисованы они, так мастерски, хотя и несколько прямолинейно, сгруппированы, что невольно забываешь — это всего лишь картина. Словно сам ты невесть каким образом очутился там, где именем бога освящаются гнусные сделки.

Стоит юная девушка рядом с отвратительным стариком. И угодливый поп делает вид, что не замечает отчаяния девушки, — ему бы только напомнить, что «жена да убоится мужа своего», и поскорее закончить это неприглядное венчание.

«Стерпится — слюбится», Христос терпел и нам велел» — каких только поговорок не было придумано церковью или же под влиянием церкви для оправдания подобных браков.

Постепенно начинаешь понимать широту замысла художника и отдавать себе отчет в том, почему и поныне волнует это, получившее мировое признание, поистине классическое произведение русской живописи. Горячее сочувствие к нелегкой женской доле в том обществе, где в полном соответствии с учением церкви, с ее благословения и под ее непосредственным воздействием унижают женщину — человека, жену, мать.

Мораль, нравственность, порядочность — все это пустой звук в обществе, где правит чистоган и царствуют волчьи законы эксплуатации, где попраны человеческие права, — вот основная идея картины “Неравный брак” художника Василия Пукарева.

Кисти Василия Владимировича Пукирева, видного русского художника-реалиста (1832—1890), принадлежит и несколько иных полотен (например, «Дьячок рассказывает о страшном суде», «Сбор руги»), в которых он так же беспощадно обличает религию и церковь, как и в «Неравном браке».

…В одном из своих выступлений Н. С. Хрущев привел «Неравный брак» в качестве примера великолепной антирелигиозной, обличающей капиталистическую мораль картины.

Такой она была, такой она и остается — одна из наиболее примечательных картин русской реалистической живописи.

По материалам старого советского журнала…