Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк – замечательный русский писатель. При напоминании имени писателя перед нами встают его романы — «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Хлеб», «Золото», «Три конца», глубоко и правдиво раскрывающие жизнь уральских рабочих и крестьян, жестокую эксплуатацию их труда владельцами заводов и приисков. Вспоминаем и прекрасные «Уральские рассказы», в которых ожила величественная природа Урала и Сибири, вервые раскрытая читателям Маминым-Сибиряком.
Знаменит Мамин-Сибиряк и творчеством для детей. На книжных полках детских библиотек среди лучших книг русской классической литературы стоят и томики его произведений.
Произведения и книги Мамина-Сибиряка для детей
Да, Мамин-Сибиряк любил писать для детей. Он называл детскую книгу «живой нитью, которая выводит из детской комнаты и соединяет с остальным миром». «Детская книга, — писал он, — это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян. Книга является для ребенка окном в мир, неудержимо манящий к себе светом настоящего знания и настоящей науки».
Свои произведения для детей писатель отдавал в наиболее передовые журналы того времени: «Детское чтение», впоследствии переименованный в «Юную Россию», «Родник», «Восход», «Природа и люди», в которых печатались такие писатели, как А. Серафимович, К. Станюкович, А. Чехов и впоследствии М. Горький.
Младшие дети полюбили его поэтические «Аленушкины сказки». Одухотворены животные и растения и в других сказках: «Серая шейка», «Зеленая война», «Лесная сказка», «Светлячки». Этот художественный прием дает возможность Мамину-Сибиряку в занимательном сюжете дать детям ценные сведения о жизни животного и растительного мира и раскрыть важные моральные и нравственные вопросы. Адресованные самым младшим читателям, эти сказки вызывают активность детского восприятия и расширяют жизненный кругозор ребенка.
В рассказах писателя «Вертел», «В ученье» и «В каменном колодце» описывается судьба подростков, находящихся «в ученье» в кустарных мастерских. Особенно запоминается образ двенадцатилетнего Прошки — «вертела» в гранильной мастерской. По 14 часов в день, простаивая в самом темном углу мастерской, у шлифовальной машины, он вращает тяжелое колесо. Он болен и умирает от туберкулеза. «Мальчик умирал у своего колеса от наждачной пыли, дурного питания и непосильной работы и всё же продолжал работать. А сколько детей умирает таким образом по разным мастерским, как мальчиков, так и девочек! — негодующе восклицает автор. — И всё это для того, чтобы богачи могли носить драгоценности, созданные ценой человеческой жизни».
Во многих рассказах Мамина-Сибиряка, вошедших в детское чтение, прослеживается судьба людей из народа: пастухов — укротителей диких степных лошадей (рассказ «Макарка»), богатырей-сплавщиков (рассказы «Балабурда» и «Вольный человек Васька»), приисковых рабочих («На теплой горе», «Дедушкино золото»). Внимание автора уделено показу «разбойников», то есть тех бунтарей, которые безуспешно выступали против фабрикантов, заводчиков и их прислужников.
Тепло обрисованы в детских рассказах старики-охотники и лесные сторожа. Они живут вдали от селений на стойбищах и заимках, их единственные друзья — прирученные ими животные и птицы. Знатоки природы, они не только любят ее, но и охраняют от бесцельного уничтожения. Таков девяностолетний Тарас из рассказа «Приемыш», и деревенский сторож Богач из рассказа «Богач и Еремка», и одинокий Елеска в «Зимовке на Студеной», и лесной сторож Сохач, герой рассказа «Малиновые горы», и старый Емеля из рассказа «Емеля-охотник».
Все эти герои имеют общие, глубоко роднящие черты: любовь к природе, полное бескорыстие и решительное осуждение жадности и эгоизма собственников.
Писателя глубоко волновали вопросы воспитания детей и юношества. Резко критикуя постановку образования в школах и гимназиях царской России, он протестовал против сословных ограничений в образовании и требовал широкого народного просвещения. С большой любовью им обрисованы студенты, курсистки, учителя, врачи, ученые-изобретатели и другие представители интеллигенции, бескорыстно и самоотверженно работающие для народа.
Негодование писателя вызывала и постановка обучения в духовных училищах и семинариях. Испытав на себе всё изуверство Екатеринбургского духовного училища — бурсы, куда его отвезли еще двенадцатилетним ребенком, он требовал полного упразднения «этой фальшивой системы воспитания», говоря, что она принесла «нам больше вреда, чем любая европейская война».
Серия очерков под общим заглавием «Из далекого прошлого» — это не только яркое воспроизведение отвратительных нравов бурсы, но и характеристика всей порочной педагогики буржуазного общества.
Высокую оценку творчеству Мамина-Сибиряка дала еще в 1912 году большевистская «Правда», предвидя то время, когда его произведения получат заслуженное признание широких читательских масс освобожденной социалистической Родины. Газета писала: «Нарождаются новый читатель и новый критик, которые с уважением поставят твое имя на то место, которое ты заслужил в истории русской общественности».
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.