2015-12-03_144925

Поплескаться, поиграть в воде в мяч, поплавать — что может быть приятнее в жаркий летний день! Умение плавать позволяет сделать отдых разнообразным, полезным и содержательным. Если ребенок умеет плавать, его спокойно можно отпустить в увлекательное путешествие на яхте или байдарке, заняться с ним рыбной ловлей или отправиться в туристический поход по живописным берегам извилистой речки.

Польза плавания для детей

Занятия плаванием развивают у детей смелость, инициативу, самообладание, приучают ориентироваться в незнакомой обстановке, воспитывают уверенность в своих силах. В случае опасности умеющий плавать не только поможет себе, но и выручит из беды друга.

Плавание чрезвычайно полезно и для гармоничного физического развития ребенка. В результате благоприятного сочетания воды, воздуха, солнечных лучей и активных движений во время плавания укрепляются мышцы и нервная система ребенка, развиваются его органы дыхания, активизируется обмен веществ. Плавание способствует формированию хорошей осанки и закаливанию детского организма.

Но, несмотря на пользу плавания, еще очень многие родители всячески «оберегают» детей от воды, не разрешают им купаться, не учат их плавать. И это не удивительно, ведь многие взрослые сами не умеют плавать. Им, конечно, трудно представить, что обучение детей плаванию практически может быть организовано в каждой семье. Для этого родителям даже не обязательно уметь плавать, так как вначале обучение проводится на мелком, безопасном месте. Поэтому, ознакомившись с простейшими требованиями организации и методами обучения детей плаванию, а также с мерами обеспечения безопасности на воде, каждый из родителей с большим успехом может и должен заняться этим чрезвычайно полезным и нужным делом. Кроме того, не следует забывать, что научиться плавать никогда не поздно: очень хорошо, если вместе с детьми овладеют плаванием и родители.

Где лучше учить ребенка плавать?

Обучать детей плаванию можно на любом неглубоком месте реки, озера, пруда, моря. Лучше всего заниматься всегда в одном и том же знакомом месте. Перед занятием следует предварительно тщательно осмотреть дно: оно должно быть плотным, пологим, без ям или вбитых в дно кольев. Дно следует очистить от крупных камней, водорослей, палок, коряг и других посторонних предметов.

Глубина водоема в месте обучения детей плаванию не должна быть больше, чем по пояс или по грудь ребенку. Детям указывают, до каких пределов в глубь водоема им разрешено передвигаться, и строго следят за выполнением этого требования. Плохо плавающим детям надо разрешать плавать только вдоль берега. Взрослые во время купания детей должны находиться между ребенком и глубокой частью водоема.

Правила обучения плаванию детей:

  • Заниматься с детьми следует каждый день.
  • Продолжительность занятий постепенно надо увеличивать от 3—5 до 15—20 минут при достаточно теплой воде (20—22 градуса) и сравнительно высокой температуре воздуха (25—27 градусов).
  • Нельзя разрешать детям долго купаться натощак или тотчас после принятия пищи.
  • Даже при легком недомогании — головной боли, незначительном ознобе, кашле, при отсутствии аппетита или плохом сне — надо запрещать детям входить в воду.
  • При обучении плаванию добивайтесь, чтобы ребята сознательно овладевали новыми движениями.
  • Хорошо, если перед началом обучения дети вместе с родителями посетят водную станцию или бассейн и посмотрят, как плавают их сверстники, Наглядные примеры ускорят и облегчат обучение.

С какого возраста учить ребенка плавать?

2015-12-03_144525В наше время разработаны методики грудничкового плавания, согласно которым детей учат плавать чуть ли не с рождения. Если родители считают, что слишком рано учить ребенка плавать в столь юном возрасте, можно начать подготавливать детей к плаванию с трех-четырехлетнего возраста, приучая к воде купанием, простейшими играми и забавами.

В пять лет ребенка знакомят с некоторыми элементами плавания (выдох в воду, скольжение, движение ног), учат держаться на поверхности воды и проплывать хотя бы несколько метров. Детям прививают вкус к занятиям и играм в воде, воспитывают у них желание научиться плавать.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте совершенствуются умение держаться на воде и все подготовительные к плаванию движения, увеличивается постепенно проплываемое расстояние. В это время можно переходить к обучению детей плаванию каким-либо определенным стилем. Чаще всего — это плавание на груди и на спине (кролем).

Конечно, это только очень приблизительное распределение требований, которые предъявляют детям разного возраста. Тут важно другое:

Упражнения для обучения плавания для детей

В каком бы возрасте ни начинали учить ребенка плавать, надо его сначала путем различных упражнений и игр приучить к воде: научить смело входить в воду, свободно и непринужденно передвигаться а ней, погружаться с головой. Ребенок должен держаться на воде, выполнять различные предшествующие плаванию упражнения.

Только после этого можно обучать плаванию определенным стилем (кролем, брассом и т. д.) Соблюдая строгую последовательность в нарастании сложности педагогических задач, можно добиться положительных результатов при обучении плаванию. Ни в коем случае нельзя, как это еще иногда, к сожалению, практикуется, умышленно сталкивать ребенка в воду. Нельзя надеяться, что ребенок поплывет самостоятельно, подчиняясь инстинкту самосохранения. Этим можно вызвать у ребенка страх и навсегда отбить охоту учиться плавать.

В начале обучения взрослый должен находиться в воде вместе с ребенком. Если то или иное упражнение не получается у ребенка или он боится его выполнить, окажите ему помощь: поддержите за руки, голову, за спину или грудь.

  1. С самых первых занятий надо научить ребенка правильно погружаться в воду. Погружаясь с головой, дети сначала задерживают дыхание на вдохе, а в дальнейшем постепенно, не торопясь, выдыхают воздух в воду. При правильном выполнении упражнения на поверхности воды появляются бурлящие пузырьки. Для того чтобы лучше ориентироваться, можно открыть под водой глаза и осмотреться.
  2. Чтобы ощутить поддерживающую силу воды и освоить горизонтальное положение тела, надо практиковаться в скольжении на груди и спине. Это упражнение называется «Водяная стрелка»:

2015-12-03_143243

Выполняется оно следующим образом. Ребенок входит в воду (глубина по пояс), становится лицом к берегу, поднимает руки вперед-вверх, делает глубокий вдох и, слегка присев, энергично отталкивается от дна и падает на воду. Тело ребенка выпрямлено, руки и ноги вытянуты, кисти сложены вместе ладонями вниз, голова опущена в воду. Во время скольжения на груди выдыхать надо в воду. Повторять это упражнение нужно ежедневно, стараясь скользить все дальше и дальше. Умение скользить по поверхности воды — это первый шаг к плаванию.

Научиться держаться на поверхности воды помогают и другие упражнения. Наиболее распространенные из них — «Поплавок» и «Медуза».

3. Упражнение «Поплавок» выполняется следующим образом:

2015-12-03_143257

Стоя в воде (глубина воды по грудь), ребенок делает глубокий вдох и, задержав дыхание, погружается под воду с головой. Под водой он сильно сгибает ноги, охватывает руками голени и подтягивает колени к груди, нагнув голову как можно ближе к коленям. В этом положении ребенок всплывает «поплавком» на поверхность воды и плавает некоторое время (считая до десяти), не изменяя положения тела, рук, ног и головы. Потом спокойно встает на дно.

4. Упражнение «Медуза» обычно проводится на более мелком месте, где глубина воды по пояс:

2015-12-03_143310

Это упражнение отличается от предыдущего тем, что, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, ребенок наклоняется вперед и свободно ложится на воду не сгибая при этом рук и ног. Тело ребенка сначала немного погружается в воду, затем всплывает. Ребенок лежит на воде без движений. Сосчитав до десяти, он встает.

5. Одновременно с этими упражнениями предложите ребенку разучивать движения ногами. Движения ногами помогают пловцу удерживать тело в горизонтальном положении и способствуют его продвижению вперед. Ознакомиться с ними можно, сидя на берегу, потом ложа в воде на мелком месте, упираясь руками в дно и свободно выпрямив ноги:

2015-12-03_143331 2015-12-03_143341

Движения должны быть плавными, без напряжения, ритмичными и не очень быстрыми, с амплитудой движения вверх — вниз около 40 см.

Слегка повернутые во внутрь ступни все время находятся под водой, и только пятки (носки) немного выступают на поверхность воды и вспенивают ее.

6. Движения ногами в дальнейшем совершают при скольжении на груди и на спине, а также держась за гладко обструганную доску или за надутый резиновый круг, мяч и т. д.:

2015-12-03_143320

Плавая с поддерживающим на воде предметом, дышать надо равномерно, вдыхать быстро, широко открыв рот, выдыхать в воду медленно.

7. После того как ребенок освоит движения ног, надо научить его самостоятельно удерживаться на поверхности воды, сначала произвольно, а затем и правильно работая руками. Следует, чтобы ребенок плавал медленно, не делал резких движений.

Гребок следует начинать прямой рукой, заканчивая его у бедра. Грести надо плавно, без торопливости, выносить в конце гребка руку локтем вверх и вновь вытягивать ее вперед. Гребки совершаются попеременно: когда одна рука гребет, другая — вытягивается вперед:

2015-12-03_143349

На каждый гребок — три-четыре попеременных движения ногами.

Первое время дети должны плавать, задерживая дыхание на вдохе или с постепенным выдохом в воду. Проплыв так 8—10 м, ребенок должен встать, сделать вдох и опять поплыть дальше. Позже научите ребенка делать вдох в тот момент, когда одна рука вынимается из воды, перед тем как пронести ее по воздуху, а выдох — когда эта же рука гребет. В этом случае голову для вдоха над с поворачивать в сторону.

Разрешайте детям плавать и не вынимая рук из воды, а также на спине. Многие дети легче осваивают эти способы плавания.

Систематически выполняя приведенные упражнения, каждый ребенок к концу лета будет уверенно держаться на воде и научится плавать.

Чтобы избежать однообразия при занятиях плаванием, следует широко использовать различные игры и развлечения в воде.