2015-06-09_152303Тема правды и лжи связана с поведением человека. Мудрость, опыт, знание жизни и понимание людей всегда утверждали веру в правду как жизненный принцип, как силу, объединяющую людей. Во имя истины приносились огромные жертвы. Прямолинейным людям, полным достоинства, гордости и человеколюбия, присуща правдивость. Корыстная ложь —средство борьбы людей друг против друга. В нашем обществе есть люди, которые лгут. А истина не терпит компромиссов даже в мелочах, потому что маленькая ложь рано или поздно повлечет за собой более значительную. Вот почему не надо бояться говорить правду, но идя по пути понимания людей, доверия и уважения к ним.


Как сказать правду в лицо?

Максим Горький писал о том, что нужно с детства учить людей распознавать сознательную ложь и отличать ее от неправильных выводов, что мы мало верим друг другу и всегда подчеркиваем то, что обвиняет человека, плохо замечая то, что его оправдывает; слишком много внимания обращаем на плохое и темное, но недостаточно боремся с ним. Вот почему его так много, и оно так властно над нами.

За правду надо бороться с известным тактом. Это „великое искусство— не раня говорить горькие истины”. Правда убедительно и легко воспринимается, когда высказывается любовно, с симпатией. Насмешка и недоброжелательность вызывают недовольство, гнев, порождают плохие взаимоотношения. Несдержанность, раздражительность заставляют человека терять чувство меры, когда он говорит правду, и тогда она превращается в горькую обиду.

Психологической предпосылкой такта является знание индивидуальных и возрастных особенностей человека, умение считаться с его интересами и склонностями, с его темпераментом, характером, образом мыслей и т. п.

Говоря правду, нужно руководствоваться тезисом : „Нет необходимости высказывать все, что является правдой, но все, что мы говорим, должно быть правдой”. Врачи даже прибегают к условной лжи, скрывая иногда действительный диагноз от больного и его близких, чтобы не пугать их.

Особенно важно, чтобы этими принципами руководствовались родители и педагоги, воспитывая в детях правдивость, борясь с ложью в детском возрасте.

Ложь в детском возрасте

Маленькие дети не лгут, но наступает момент, когда они, осознав выгоду лжи, принимаются лгать. Чтобы получить столько же лакомства, сколько дали его братишке, ребенок лжет, что ничего еще не ел, или же отдает часть своего завтрака кошке, а сам лжет, что съел его.

Когда напроказит, то лжет, что это сделал не он, потому что боится наказания. По той же причине ленивый школьник лжет, что его не спрашивали, если он получил плохую отметку. Поиски методов и средств воспитания в детях правдивости тем более трудны, что детская ложь очень часто оказывается мнимой.

Иногда ребенок говорит неправду лишь потому, что обладает очень маленьким опытом, что неточно воспринимает события, он „лжет” под влиянием своей богатой фантазии или потому, что благодаря сильным чувствам воспринимает вещи и явления такими, какими хотел бы их видеть.

Поэтому, чтобы найти правильные средства воздействия, надо очень внимательно проанализировать все причины и обстоятельства лжи. Но во всех случаях следует указать на абсолютную неэффективность и отрицательное влияние прямого обвинения: „ты лжешь” и применения в связи с этим таких мер, как угрозы, телесные наказания, публичное разоблачение.