2016-04-05_113929Самуил Яковлевич Маршак лучше всех, точнее и образнее, выразил характер детского писателя Евгения Шварца. Он сказал: «Шварц — легкий, как пузырек веселой шампанской пены…» Таким он и был, Евгений Львович Шварц, — легким, жизнерадостным, добрым. Таким его знали и друзья и многочисленные читатели и зрители, видевшие его пьесы и читавшие его книги, переведенные и поставленные в разных странах.

Особенности сказок

И это действительно так, ибо главное в его характере, драматургии и прозе — легкость, стремительность сюжета, веселье. Но всегда у Шварца второй план, ярко выраженное подводное течение, делающие его пьесы многозначительными, социально и политически острыми и направленными. За сказочной формой — фантастической и увлекательной — правда эпохи, ее волнения и тревоги. Нельзя себе представить Шварца бездумным остряком. Во всех его выдумках всегда был точный прицел, и его беспощадные пули шли точно к намеченной цели. А целью их всегда был враг — мещанство, косность, фашизм.

Так смешное, сказочное оборачивалось гневным обличением. И в этом особенность писателя Шварца. В сказочной форме умел он говорить о самом насущном, самом важном. Вот почему пьесы его с таким успехом завоевали зрителя повсюду. Легко снималась сказочная форма и за ней отчетливо проступал фашизм, представленный в виде страшного Дракона.

Аллегории Шварца имели под собой вполне реальную почву, вполне реалистическое обоснование. В литературной науке есть термин «реалия». Эта реалия была у Шварца очень прочной, отлитой из таких крепких элементов, как жизненные наблюдения.

В этом Шварц не был одинок. Его любимый Ганс-Христиан Андерсен, великий сказочник и фантазер, тоже опирался на точную реалию. В сказочных построениях датчанина нетрудно распознать Данию того времени, когда он жил в Копенгагене.

Нравоучение в сказке не дидактика, а неотъемлемый признак жанра, без которого нет законченного целого. В сказке почти обязателен «урок», он обязателен еще и потому, что сказка чаще всего адресована к детям, в обращении к которым педагогика, в лучшем смысле этого понятия, обязательна.

Шварц – детям

2016-04-05_141404Евгений Шварц был писателем для детей, и педагогические проблемы не были чужды ему. Вместе с Маршаком он мечтал построить и строил «большую литературу для маленьких». Это относится к раннему периоду его творчества, когда он в ленинградском детском журнале «Еж» заведовал созданным им отделом «Карта с приключениями», тогда же он писал и пьесы-сказки, ставившиеся на сцене Ленинградского театра юных зрителей под художественным руководством Брянцева. В этих работах выковывался своеобразный стиль, тот индивидуальный метод, который отличает Евгения Львовича. Детская литература и детская драматургия были для него школой, за партой которой он познавал самого себя.

Сказка, помимо многих чудесных свойств, о которых мы говорили выше, обладает еще одним: обращенная к детям, она всегда молода. Поэтому-то нам так трудно представить себе Евгения Шварца стариком, поэтому-то он и владеет секретом, если хотите, магической тайной, вечной, непроходящей юности…По материалам журнала “Семья и школа”