fhbgj1«Противопоказаний» к шахматам нет ни для какого возраста из уже владеющих речью детей. Научить ребенка шахматам возможно и в 3 года. Родители, умеющие играть в шахматы, вполне могут сами проверить, по силам ли ребенку мудрая игра. Шпаргалочка подскажет, как 😉

С какого возраста играют в шахматы?

Для детей в возрасте 3 лет ребенка учить шахматам еще рановато: фигуры для него — обычные деревянные солдатики. И раскрывать перед ним глубину шахматной игры, объяснять ходы и их взаимосвязь, показывать, что это борьба, в которой он — полководец, не только принимающий почести при успехе, но и ответственный за неудачи, — пока не нужно. Этого не следует делать, пока мальчику не минет по меньшей мере б лет. Почему? Да потому, что для таких малышей в шахматной игре результат сражения заслоняет все остальное и оказывает слишком сильное эмоциональное воздействие. Выиграет у сына отец — для него это очень большое огорчение, обида, часто — слезы. А умышленное поражение тоже не приведет к хорошему.

Но уже в 6—7 лет ребенка можно начать обучать шахматам. Возможно, некоторые родители подумают: «А стоит ли. Ведь на самом пороге школы — дел учебных и без того хватит!» Да, шахматы явятся дополнительной нагрузкой, но такой, которая поможет ему лучше справляться со «школьной ношей». Ведь если маленький шахматист не умеет сосредоточить внимание, если он рассеян, неусидчив, то он будет всякий раз проигрывать именно из-за этих причин. Он сам будет стараться избавиться от таких своих недостатков и, поверьте, избавится! Выработанные качества мало-помалу укрепятся в нем настолько, что сделаются кормой не только за шахматной доской, но и за школьной партой или за домашним письменным столом.

Помимо того, шахматы воспитывают выдержку, стойкость, способность сохранять хладнокровие при опасности, умение логически размышлять. «Посредством шахмат я воспитал свой характер, — пишет гениальный русский шахматист Александр Алехин.— Шахматы прежде всего научат быть объективным. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки, совершенно так же, как и в жизни».

С чего начинать обучение?

Конечно, с правил игры: на первом уроке покажите, как ходят пешки и фигуры; на втором расскажите, что такое шах, мат, пат и что цель в игре — дать мат неприятельскому королю; на третьем — объясните рокировку, превращение пешки, взятие на проходе.

Учтите, что правила — наиболее сухая и скучная часть «шахматной науки». Поэтому оживляйте свою беседу и ведите ее как своеобразную игру — сопровождайте легкими, посильными для малыша вопросами и заданиями. Например, объяснив ход пешки, поставьте себе белую, ему — черную. «А ну, кто скорее дойдет до последнего ряда?» Или: «Тут стоит мой слон. Поставь свою пешку так, чтобы ты мог его побить». Объяснили шах… «Вот мой король. А у тебя — тут ладья, здесь — слон, там — конь. Какой фигурой можешь ты объявить шах и как?» Думаем, подобные несложные задания маленький ученик будет выполнять с интересом и удовольствием.

На четвертом уроке покажите, как: дают мат одинокому королю король с ферзем и король с ладьей. На пятом — начинайте играть. В игре, особенно в первое время, подчеркивайте, что каждый ход должен делаться с какой-нибудь целью и что хвататься за первую попавшую на глаза фигуру, передвигать ее, а затем лишь смотреть — что получится, плохо и ведет к проигрышу. Почаще напоминайте, что нужно сперва обдумать — чем, куда и для чего пойти, а только потом делать ход. У маленьких ребят поначалу следует искусственно замедлять темп игры и, разумеется, ни в коем случае не торопить их. После нескольких партий можно предложить легкие задачи и решать их совместно, помогая намеками, но так, чтобы сыну казалось, будто решил он вполне самостоятельно: на первых порах хорошо, чтобы он поверил в свою «шахматную силу».

Кроме того, стоит последить, чтобы победы в игре доставались не только старшему, чтобы маленький партнер не чувствовал себя в этой борьбе обреченным. Но не проигрывайте умышленно, а лучше давайте фору (то есть снимайте у себя перед началом партии ферзя, а то и больше). Доведите фору до такой, когда сами увидите, что чаша весов в игре колеблется. И так играйте, пока ваш ученин не начнет одерживать больше побед, чем вы. А тогда чуть уменьшите фору.

Не смейтесь при поражении малыша, не поддразнивайте его, не растравляйте болезненную рану… Наоборот! Убеждайте его, что проигрыш не так страшен, и каждый раз вскрывайте причину ошибки: «Вот тут ты поспешил…», «Если бы ты здесь подумал…» и т. п.

Первые занятия

Первоначальное знакомство с ней лучше всего проводить в три занятия:

  1. На первом дают запомнить названия фигур, как они ходят и бьют (кроме пешек);
  2. На втором — правила хода и превращения для пешек;
  3. На третьем — рокировка, шах, мат, пат, ничья.

Конечно, если малыш уже наблюдал игру взрослых, он может усвоить все и побыстрей; и, конечно, каждое занятие надо заключать тренировкой и несложными задачами, а понятия о патовых и ничейных позициях дать в самом общем виде.

Если в ходе занятий ребенок потеряет интерес к шахматам, начнет фантазировать, предлагать изменить условия игры и т. п. — значит, игра ему не по силам, не по задаткам, а заинтересованность ею была чисто случайной. В любых случаях начинать занятия надо постараться не с одним малышом, а хотя бы с двумя, пусть разного возраста, чтобы новички могли тренироваться друг с другом.

Надо знать, что шахматные способности сами по себе не связаны с какими-либо специальными способностями или так называемой общей одаренностью; в частности, нет никакой связи между шахматными и математическими задатками. Ребенок может быть «средним» и даже «слабеньким» во всех прочих отношениях, а в шахматах оказаться сильным. Бывает, конечно, что общая и «шахматная» одаренность совпадают: многим известно, что М. Ботвинник — доктор технических наук, В. Смыслов и М. Тайманов — талантливые музыканты и т. д.

Однако меньше знают, что некоторые шахматные корифеи тщетно пытались окончить технический вуз, а другие получили высшее образование (что доступно человеку «средних» способностей а хорошего упорства) с трудом и с посредственными оценками. Известны даже случаи выдающегося шахматного мастерства при умственной отсталости. Шахматная одаренность выявляется в игре и только в ней.

Начинать играть в шахматы детям практически никогда не рано. Лишь бы не допускать увлечения шахматами в ущерб режиму дня и другим интересам ребенка.