Некоторые этнографы считают, что так называемые кукерские игры в Болгарии зародились еще в глубокой древности, несмотря на то, что первые сведения о них встречаются лишь в письменных памятниках 18 и начала 19 веков. Устраиваемые на масленицу, в канун великого поста, они приобрели черты карнавального увеселения, красочного шествия. Именно этот праздничный, комедийный характер обусловил формы современной кукерской маски.
В начале прошлого река кукерские маски отличались от современных масок подчеркнутой пластичностью и менее яркой раскраской. Являясь произведениями самобытного народного искусства, они соперничают в художественном отношении с наиболее репрезентативными образцами масок, которые используют в своих обычаях разные народы мира.
Кукерские маски находились в непосредственной связи с одним своеобразным народным обычаем, который поднимал дух порабощенного народа и служил выражением его стремления к свободе, счастью и благоденствию.
Что касается кукувенгеров, то они несколько отличаются от кукеров. Кукувенгерами назывались жители предгорий Стара-Планины. Легенды рассказывают о подвигах кукувенгеров— крестьян села Габыре, расположенного во Врачанских горах. Во времена турецкого владычества эти кукувенгеры были страшилищем не только турок, но и болгар, изменивших своей религии и принявших ислам. По данному знаку они собирались в условленном месте, надевали маски и одеяния из звериных шкур и совершали нападения на сборщиков налогов и турецкие караваны. В сущности, кукувенгеры были народными мстителями, никогда не прекращавшими бороться против поработителей.
Кукувенгеры пользовались кукерскими костюмами и масками с определенной целью, то есть, чтобы устрашить врага. В связи с этим можно предположить, что и в далеком прошлом кукерские маски имели такое же предназначение. Но как бы то ни было эти уникальные по своей форме маски являются образом самобытного искусства болгарского народа.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.