2015-08-27_134203

Следует ли наказывать детей? Когда? Как? Возможно ли воспитание без наказаний? Эти вопросы волнуют родителей. Педагогика дает ответ: воспитание без наказаний — самое лучшее, самое выдержанное воспитание. Оно сопряжено с трудностями, но вполне осуществимо.


Чтобы наказывать не пришлось…

1. Разумные требования. Когда к ребенку в семье с раннего детства предъявляются определенные требования и вменяются ему определенные обязанности с учетом его возможностей и возраста, когда строго контролируется соблюдение им установленного режима дня, у него развивается положительный характер и крепкая воля. Такого ребенка нетрудно научить хорошо вести себя как в присутствии родителей и других взрослых, так и в их отсутствие.

2. Правильные замечания. Дети, привыкшие к разумным требованиям, быстро реагируют на замечания своих родителей и близких, благодаря чему отпадает необходимость наказывать их. Таким детям достаточно сделать замечание спокойным тоном, напомнить, что „так поступать некрасиво”, и они тут же примут замечание к сведению. Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет испытывал неудобство, когда взрослые делают ему замечание. А этого можно достигнуть, если относиться к ребенку деликатно, щадить его детское самолюбие, поддерживать в нем чувство человеческого достоинства. Все это, разумеется, несовместимо с частыми наказаниями, окриками, угрозами, обидами и т. д.

3. Воспитание без наказания. Умение родителей избегать наказаний при воспитании детей — залог успешного развития лучших черт, характера и добродетелей в завтрашнем гражданине. Ибо только на основе высокой сознательности возможно формирование таких качеств, как гуманность, душевная деликатность, чуткость в отношениях с людьми, самоконтроль, ответственность за свои поступки, умение считаться с интересами и удобствами окружающих людей.

4. Пойми меня… Обычно родители затрудняются определить меру требований в отношении своих детей. Не зная истинных причин тех или иных детских поступков, мы нередко подходим к детям с излишней строгостью или же проявляем неоправданную снисходительность. Вот почему очень важно умение взрослых видеть за поступками ребенка мотивы, которые заставили его поступить таким образом. Очень часто эти мотивы остаются непонятными для родителей, и поэтому они не обращают на них должного внимания.

Стоит ли наказывать ребенка? Пример

Трехлетняя Катя остается в комнате одна. Сразу же придвигает стул к письменному столу отца, взбирается на него и начинает „наводить” на столе порядок. Ее давно привлекает таинственность и неприкосновенность отцовского стола. Но вот, рассматривая предметы, перелистывая блокноты и книжки, она случайно задевает часы, и те с грохотом падают на пол. Лицо ребенка искажается от неподельного ужаса. Несколько мйнут девочка сидит, оцепенев, затем спускается на пол и пытается скрыть „следы преступления”, закрыв осколки газетой. Затем, виноватая и расстроенная, садится на диван. Не успев переступить порог, мать замечает следы беспокойства на лице ребенка и беспорядок на письменном столе.
— Катя, ты опять трогала вещи на папином столе! Ты же знаешь, что этого делать нельзя!— строго говорит мать.
— Нет… я… не трогала, — нерешительно отрицает девочка.
Мать подходит к столу, смотрит на пол, приподнимает газету и… видит разбитые часы.
— Катя, ну как ты могла!! — повышает голос мать. Но тут же, овладев собой, уже более спокойным тоном и в то же время сердито говорит: — Папа будет очень недоволен и огорчен. Так и знай! А у тебя даже не хватает смелости сказать правду!

Наказать Катю или нет! Можно было бы ее наказать, но будет ли иметь наказание пользу! Почему ребенок не обратил внимания на многократные предупреждения, а продолжает стремиться к письменному столу отца? „Нет, не нужно наказывать!” — решает мать. Она поняла причины, заставившие ребенка ослушаться родителей. Катино любопытство постоянно усиливалось запрещением ничего не трогать на папином письменном столе.

„Нет, не буду ее наказывать!” — окончательно решает мать. Ничего, что девочка сразу не созналась. И без того она так боялась наказания. Вечером, придя с работы, отец терпеливо показывает Кате все книги и вещи на своем письменном столе, объясняет их назначение и просит дочку вместе с ним разложить все по местам. Любопытство ребенка удовлетворено. Под конец отец говорит:

— Ну вот, теперь мы все посмотрели вместе с тобой и все положили на свои места. Обещаешь, что сама ничего не будешь трогать? Если же ты и на этот раз не послушаешься, то мне придется тебя наказать.

Вот вполне разумный, педагогически выдержанный поступок родителей, понявших, что не следует прибегать к наказанию сразу же, не разобравшись, в чем дело.

А. С. Макаренко говорил, что наказание будет иметь воспитательное значение только тогда, когда у ребенка уже есть „опыт” неправильного поведения. Плохо поступают те родители, которые склонны применять к своим детям крайние меры уже при первой же провинности, не вникнув в мотивы совершенного ими поступка.

Как можно наказать ребенка за непослушание?

У родителей есть много способов выразить недовольство поступками детей. Строгий взгляд, холодно-вежливое обращение, отказ взять ребенка с собой на прогулку. . . Подобные наказания вызывают и угрызения совести, и раскаяние, и слезы, и осознание вины и исправление, говорил В. Г. Белинский. Так не только можно, но и полезно наказывать детей за непослушание.

Для детей, которые привязаны к своим родителям, укоризненный взгляд, нахмуренные брови и строгое лицо — уже укор. Даже двух- и трехлетние дети хорошо чувствуют выраженное таким образом недовольство матери или отца.

Недовольство родителей поведением своих детей может быть выражено и в более категорической форме: отказ в ласке, сухой разговор с ребенком, официальный тон и т. д. Такие формы воздействия можно применять не только в отношении взрослых людей, но и малышей двух-трех лет. Маленькие дети обычно быстро и точно улавливают перемену в тоне взрослых и начинают стараться всеми силами и средствами вернуть утраченное расположение. Иногда родители могут временно перестать разговаривать с ребенком и этим подчеркнуть свое огорчение его поступком. Ребенку дорога привязанность близких людей, поэтому их отказ разговаривать с ним для него немалое наказание.

…Почему мама молчит? Она чем-то недовольна! Девочка догадывается: „Это я виновата, я ее огорчила. Она пустила меня поиграть во дворе, а игрушки остались валяться на полу!” Девочка встает, прибирает игрушки на место и смотрит на маму: какое у нее выражение лица. Мама улыбается. „Молодец, Таня! Ты догадалась, что поступила плохо. Ты уже большая. Не жди, чтобы тебе каждый раз напоминали!”

Разумеется, молчание — не единственная возможность выразить свое недовольство поведением детей и наказать ребенка за непослушание. Родители должны объяснять детям, что хорошо, а что плохо. Но нравоучениями злоупотреблять не следует. Маленький ребенок не способен осмыслить пространные сентенции и досадные нотации. Родители могут временно запретить ребенку играть с друзьями, если он дразнит и обижает их, если плохо относится к ним. Могут запретить ему пользоваться игрушками, если заметят, что он нарочно ломает их и портит, и вернуть их ему лишь тогда, когда он пообещает бережно обращаться с ними. Это незначительные на первый взгляд вещи, но они воспитывают положительные навыки у детей.

Правильное воспитание опирается прежде всего на детское сознание. Оно стремится формировать такие навыки у малышей, которые могут быть осознаны ими и с помощью упражнений и последовательности стать нормой их ежедневного поведения. Здесь, разумеется, немаловажную роль играет взыскательность родителей к самим себе, уважение их к членам семьи и строгий ежедневный контроль. Дети, с раннего детства привыкшие к порядку, дисциплине и разумным действиям, почти не нуждаются в наказании. О них обычно говорят, что они—образец хорошего поведения дома, в школе, на улице и в других общественных местах.