2015-11-11_100739Часто случается: ребенок соображает отлично, учится на четверки. Но мог бы учиться еще лучше, если бы избавился от своего основного недостатка. Вся беда в том, что некоторые дети, в силу своего темперамента, склонны все делать быстро, но не совсем хорошо. Напишет в классе упражнение быстрее всех, но с неточностями, с исправлениями. И все потому, что быстро. Дома родители попросят вымыть посуду — вымоет быстро, но не доброкачественно, так, что придется еще раз перемывать. Здесь речь идет о торопливых, очень подвижных детях. Как научить ребенка все делать не только быстро, но и хорошо?


“Эффект педагога” в обучении

Торопливые, очень подвижные дети страшно не любят такой обязательный момент любой учебной работы, как самопроверку, контроль сделанного. Накропал примеры как смог — и ладно, сойдет! Значит, надо их приучать «оглядываться». Дать, например, «корректурную работу»: напишите сами несколько примеров или задач или письменных предложений, похожих на то, что сейчас задают. Дайте ребенку в руки красный карандаш и пусть он проверяет ваши строки, как будто вы ученик, он учитель (тут уж непременно делайте и ошибки, чтоб он их смог «подцепить» на карандаш).

Предложите ему сочинить для вас несколько примеров или задач, придумать упражнения по письму. То есть используйте «эффект педагога», известный с древних времен: когда человека заставляют объяснять или проверять, он лучше усваивает, чем когда ему объясняют то же самое или задают упражнения.

Очень подвижные дети: приемы обучения

Огромное значение имеют своевременные перерывы в домашней работе: очень подвижные дети быстрее утомляются, но легче отдыхают при перемене дела. Дома надо установить правило: каждые 25—30 минут — выходит ли задание, нет ли — отвлекайся на 10 минут, займись зарядкой, или почисти картошку, или еще что-то.

Необходимо вырабатывать и рациональный внутренний ритм действия. Скажем, если дети учат стихи наизусть, одним лучше брать сразу две строфы, другим — лишь строфу.

Подвижные дети норовят хватать сразу все, они как бы глотают материал слишком крупными кусками, потому и плохо переваривают его. Паузы через полчаса — двадцать минут должны дополняться паузами каждые полторы, две, три минуты.

Написал предложение — проверь, потом дальше (и тут проверка). Как добиваться этого? Может быть, наблюдать и останавливать на каждой точке. Может быть, поставить в комнате песочные часы на две минуты: вскакивай и переворачивай!..

Может быть, использовать детский «конструктор» и давать электрический звонок, по которому надо сделать гимнастику для пальцев, не вставая из-за стола.

Все эти способы связаны с тем, что кто-то из старших будет какое-то время «стоять над душой». Что делать — без такого непосредственного контроля в первые дни и недели тренировки не обойтись.