2015-11-02_103917

Часто случается, что ребенку исполняется 6-7 лет, и вот уже пора идти в школу. Но ребенок говорит, что боится школы и не пойдет учиться. При этом в подготовительной группе детского сада проводятся занятия, где ребенок боится отвечать: вдруг не так скажет, и над ней будут смеяться. Что делать и какие меры принимать?


Почему ребенок не хочет идти в школу?

Часто родители будущего первоклассника видят свою задачу в том, чтобы обучить его счету и чтению, воспитать навыки усидчивости и послушания. Между тем есть еще одно абсолютно необходимое условие — у ребенка должен быть достаточный опыт общения, опыт жизни в коллективе сверстников.

Почему это вдруг ребенок отказывается идти в школу, еще не зная толком, что его там ждет? Потому что он не уверен в себе, в своих силах и заранее настроен только на неудачи. Разумеется, причины этой неуверенности могут быть и внешними. Малыши очень доверчивы, внушаемы, они принимают на веру любые слова старших (даже если старшему всего на три-четыре года больше). А эти «старшие» нередко важничают перед малышами, преувеличивают трудности и неприятности, с которыми им приходится встречаться в школе.

Бывает, что и взрослые — по необдуманности, по неосторожности — оказываются причиной страха, если в рассказах о школе они чересчур напирают на суровость дисциплины, трудности учения, если чересчур часто и явно жалеют малыша, которому придется «ко всему этому» привыкать. Значит ли это, что следует рассказывать детям только о привлекательной стороне школьной жизни? Нет — ведь с трудностями им на самом деле придется столкнуться. Главное, вы вот что должны показать ребенку: трудности преодолевает труд; всякое дело или поручение выполнимы, стоит только приложить усилие.

А истинную меру, истинную проверку своих сил и возможностей малыш может найти только в коллективе сверстников. Разумеется, наши мнения и оценки важны и значимы для него; но верны ли они, справедливы ли — это и проверяется в общении со сверстниками. Ребенок, внутренне не настроенный на такое общение, может быть и развитым и умным — и все же будет чувствовать себя неуверенно, ему покажется трудным всякий экзамен перед аудиторией, большей, чем папа и мама.

Приглядывались ли вы к тому, как ведет себя дочка в играх с другими детьми? Чувствует ли она себя уверенно, или, напротив, слишком уступчива и пассивна, или вообще больше любит играть одна? Последнее уже плохо: игры со сверстниками малышу просто необходимы. Право же, легче лишний раз подмести и убрать за детьми, чем впоследствии с тревогой следить за беспомощностью и застенчивостью ребенка.

В совместных играх малыш приучается сравнивать и соизмерять свои усилия с усилиями других и отстаивать свои права. Правда, здесь не обходится без сложностей. Чувство зависти, ненависти, как правило, незнакомо детям младшего возраста, но желание добиться успеха может задеть самолюбие ребенка, привести к преувеличению духа соперничества в игре, и тогда он всячески стремится добиться первых ролей, не очень-то разбираясь в средствах (и применение силы, и попытки унизить соперника, ругая и дразня его). Сильному, хорошо развитому ребенку нет нужды изощряться в средствах, определяя свое место в группе. Слабый или просто застенчивый ребенок вынужден более изобретательно относиться к выбору средств.

Стремление избежать неудачи здесь нередко приводит к уклончивости, хитрости, трусости. Это не удивительно: застенчивость и робость весьма часто соединяются с очень сильным (хотя и скрытым) самолюбием и повышенной чувствительностью ко всему происходящему. Ребенок, для которого чрезвычайно много значит любой упрек, шутка, насмешка, столь же чутко воспринимает и любую похвалу, любое одобрение.

Помните об этом и соблюдайте здесь меру. Но всякий раз, когда от ребенка потребовалось какое-то усилие, хотя бы незначительное, не забудьте одобрить или как-то отметить это. А главное, помогите ребенку выработать добродушное, с юмором, отношение к происходящему, дайте ей понять, что детские дразнилки, насмешки — свидетельство скорее не превосходства, а слабости.

Практические советы родителям, если ребенок боится идти в школу

Все эти советы помогут яснее ориентироваться в сложившейся воспитательной ситуации, если ребенок боится школы. А какие практические меры здесь возможны? Постарайтесь, чтобы у ребенка появились подружка или друг из тех ребят, кто тоже готовятся к школе. Если друг или подружка окажется смелее и активнее, ваш ребенок потянется за ним; если друг в чем-то слабее — лидерство и для самого ребенка будет полезным (ведь роль ведущего к чему-то обязывает).

Воспитательница детского сада может помочь ребенку, который боится идти в школу, справиться с нерешительностью и застенчивостью, предоставив ей какую-то ответственную роль в детской группе, скажем роль дежурной или санитара. Стоит, наверное, и познакомиться с родителями тех ребят, которые вместе с вашим ребенком пойдут в школу: тогда можно будет и послать ребенка в другую семью с каким-то поручением и организовать совместные игры детей, совместные прогулки.

В заключение приведем слова одного из психологов: «В деле воспитания истинный секрет состоит в том, чтобы уметь использовать все необходимое, все выгодное и устранять то, что может принести вред». Не стоит отчаиваться при первой неудаче — надо неустанно искать новые пути к сердцу и разуму ребенка.