315049_640Ситуация: ребенку 6 лет. В будущем году ему предстоит идти в школу. Подготовку к школе стоит начать уже сейчас. Как это правильно сделать? Каким должен быть режим дня, в какой степени надо готовить его по письму, чтению, счету? 

Что надо знать о режиме дня дошкольника?

Прежде всего, не следует думать, будто есть какое-то единственно правильное расписание, к которому надо стремиться. Нет, возможны многие варианты, лишь бы соблюдались основные требования. Вот их-то необходимо помнить точно:

а) ребенок дошкольного возраста должен спать не меньше десяти часов в сутки (вместе с желательным тихим часом после обеда), ложиться и вставать в одно и то же время,

б) после сна, дневного и ночного, необходимы физзарядка и водные процедуры;

в) ребенок должен есть четыре раза в сутки с промежутками примерно в три часа, всегда в одно и то же время.

г) должно быть определено точное время (лучше — утреннее) для «рабочих часов»: около часа с перерывами на подготовку к школе
и полчаса-час на труд: помощь старшим, различные поручения, уборка игрушек, постели, уголка и т. д.

Составляя режим дня дошкольника, не надо стремиться расписать до мелочей все время. По крайней мере три-четыре часа ребенок должен быть свободен полностью. Лучше вводить указанные требования постепенно, одно за другим, через несколько недель. Время от времени допустимы отклонения от режима дошкольника, но в общем он должен соблюдаться достаточно строго.

На что обращать внимание при подготовке к школе?

Прежде всего, на умение трудиться, то есть делать не только то, что хочется, но и то, что требуют (многим детям, привыкшим только играть в свое удовольствие, необходимость отсиживать урок за уроком в школе оказывается очень тяжкой; они не в состоянии сосредоточить внимание все эти часы, несмотря на усилия педагогов облегчить этот переход).

Вот ради умения трудиться и надо давать дошкольникам различные задания по дому, по самообслуживанию, а иногда и просто «бесполезные» («Вот тебе три листа, карандаши, садись и нарисуй столько домиков, сколько поместится на бумаге, все вот такие большие и разноцветные»).

При подготовке дошкольника к письму нужно следить за тем, чтобы при рисовании дети правильно сидели, правильно клали бумагу перед собой, правильно держали карандаш и наносили им штрихи (как именно — обычно взрослые помнят, а если забыли, можно найти информацию в пособиях или спросить у учителя начальных классов).

Учить выписывать буквы не обязательно, лучше упражняться в изображении простейших геометрических фигур (кружки, квадраты, треугольники) столбиками или рядами, добиваясь одинаковости их.

При подготовке к чтению не надо стремиться, чтобы ребенок знал все буквы. Конечно, если это ему будет даваться без большого труда (что во многом зависит от подхода старших), то запрещать или задерживать тоже незачем, но важней всего научить ребенка сливать отдельные буквы в слоги и затем в слова. Хорошая «увертюра» к этим навыкам — игры, развивающие звукобуквенный слух, то есть умение различать отдельные звуки (называть по очереди слова на одну букву; проигрывает тот, кто не может назвать очередного слова).

В первую очередь назовите самые частые буквы: а, о, у, и, б, в, д, к, п, р, м, а не строго в алфавитном порядке.

При подготовке по арифметике нужно добиться усвоения чисел от 1 до 10; это значит, что ребенок должен связать со словами «один», «два», «три» и т. д. представление о соответствующей группе одинаковых предметов. Самое главное здесь— запомнить состав каждого числа, то есть, например, что 7 можно сложить из 2, 2, 2 и 1 или из 3, 3, 1 или из 2, 3, 2 и т. д. Чем разнообразней будут «счетные единицы», тем интересней работать ребенку. В результате всей работы он должен уметь вслух без наглядных пособий решить любой пример на сложение и вычитание в пределах десятка («Сколько будет, если от восьми отнять пять? К двум прибавить четыре? Еще четыре?..» и т. д.).

Добавим только, что цифры и запись действий даже лучше не знать, гораздо важней иметь наглядные образы чисел первого десятка.

Разумеется, всю эту работу надо стараться вести как можно разнообразней.

По вопросам подготовки к школе и режиму дня дошкольника есть специальная методическая литература, пособия, справочники. Полезно посидеть над ней денек-другой. Если же вам не удастся найти эти книги, посоветуйтесь с педагогами школы.