99482688_640Случается, родители замечают, что у ребенка развиваются нехорошие черты характера: медлительность, упрямство, лень. Что делать и как с этим бороться?

Медлительность у ребенка: причины

Прежде всего нужно убедиться, действительно ли у ребенка проявляется лень, упрямство, медлительность: ведь нередко бывает, что под видом этих черт характера дает себя знать скрытая болезнь, нервное истощение, неправильное питание или режим. Иначе говоря, не всегда удается со стороны, отличить лень от утомляемости, упрямство — от истощения нервной системы, медлительность — от нехватки сил у маленького человека.

Очевидно, родителям одним этот вопрос решать не следует: надо показать малыша врачам. Если же выяснится, что он совершенно здоров, тогда нужно присмотреться, не оказывается ли поведение ребенка копией поведения кого-нибудь из близких ему людей, не берет ли он пример с кого-нибудь из взрослых в семье. Если это так, то, конечно, надо не за ребенка приниматься, а за носителей примера.

Ну, а если в семье все народ трудолюбивый, бодрый и подвижный, тогда скорей всего причина вялости и медлительности ребенка — в индивидуальных особенностях нервной системы. Эти особенности почти всегда врожденные. Они могут проявляться с самых первых дней жизни ребенка, а могут сказаться в 3—4 года, когда закладывается характер.

Что делать в этом случае? Рекомендации психолога касаемо медлительных детей

Врожденный тип нервной системы (темперамент) поддается воспитанию и исправлению, но лишь понемногу, постепенно. Если ребенок любит все делать очень медленно, надо не требовать от него быстроты и сноровки везде и на каждом шагу — это непосильно, а приучать его сначала быстро вставать, умываться, одеваться, делать зарядку. На это потребуется два-три месяца; пусть для малыша станет привычкой “пошевеливаться” в первый час после сна.

Когда он все сделал, пусть опять играет в привычном темпе: это ничего, лишь бы нервная система приучилась к подвижности первые 40 -60 минут после сна. Затем, через несколько месяцев, приучайте его так же быстро укладываться спать (в одно и то же время!).

Устраивайте соревнования, кто быстрей что-нибудь нетрудное сделает (подметет пол, найдет спрятанную вещь, принесет два-три полена дров и т. п.).

Через год (а можно и раньше) начинайте давать очень медлительному ребенку различные поручения по хозяйству, требуйте быстрого выполнения (но поручения должны быть по силам малышу). Важно, чтобы требования взрослых были не однообразными и нудными, а бодрыми, веселыми, без ворчания, обычного в таких случаях («Ну что за ребенок, одно горе, как ватный весь, шевелиться не может…»), потому что назойливость часто дает обратный эффект — ребенок начинает обижаться, упрямиться, делать наоборот и назло по-своему.

Не забывайте, что характер дошкольника чаще всего проявляется и развивается в игре. Поэтому и сами играйте с ним и поощряйте участие в совместных с другими детьми играх, особенно если они требуют ловкости, стремительности, находчивости. Это крайне важно, без этого и режим и помощь по хозяйству могут мало что сделать. Но, конечно, и режим и домашние дела медлительного малыша можно организовать тоже как игру, с выдумкой, с юмором.

Если вы все это сумеете сделать, то тогда за полтора-два года сможете добиться больших перемен в поведении и характере малыша. А остальное доделает школа.