2016-10-12_120757Недостатки произношения «ч» могут иметь разное происхождение. В одних случаях это лишь временное, возрастное явление — у ребенка еще не сложился фонематический слух (нет четкого различения звуков, и поэтому «ч» смешивается с другими, сходными) или недостаточна подвижность органов артикуляции. В других же случаях неправильное произношение звука «ч» оказывается стойким, с возрастом не проходит, а, наоборот, закрепляется. И в том и в другом случае в формирование правильного произношения необходимо активно вмешиваться, помня, что речь ребенка далеко не всегда выправляется без специального воздействия.

Весь процесс «перевоспитания» неправильного произношения состоит из трех этапов:

  • постановки нового звука,
  • его закрепления (автоматизации)
  • и дифференциации (различения) смешиваемых звуков.

Посмотрим, какова должна быть эта система при работе над звуком «ч».

Как правильно произносить звук ” ч”?

Звук этот сложный, представляет собой единство, тесное соединение «ть» и «щ», которые произносятся слитно один за другим. В первый момент произнесения язык смыкается передним краем с нёбом за альвеолами. Спинка и боковые края языка при этом занимают такое же положение, как при звуке “щ”. Мягкое нёбо поднято, проход в нос закрыт (звук ротовой), голосовые складки разомкнуты, между ними голосовая щель (звук глухой). Вслед за этим передний край языка отскакивает в положение, нужное для звука «щ», смычка переднего края языка с нёбом как бы взрывается.

Такова нормальная артикуляция данного звука. Мы рассказали, как правильно произносить звук ” ч” подробно потому, что занятия с ребенком нельзя вести вслепую, не представляя себе положения органов артикуляции при том или ином звуке.

Занятия с ребенком

Прежде всего надо убедиться, что фонематический слух у ребенка развит достаточно, а если нет, то необходимо заняться его развитием (например, в ходе следующих упражнений: определить, есть ли этот звук в слове, где он стоит — в начале, в середине или в конце слова; придумать слова с данным звуком; отобрать картинки, в названиях которых он содержится, и т. д.).

Необходимо делать артикуляционную гимнастику в виде упражнений-игр. Такая гимнастика должна прозодиться ежедневно (а еще лучше несколько раз в день) по 5—10 минут. Взрослые показывают малышу определенные движения губ и языка, а затем он сам контролирует себя с помощью зеркала. Заниматься с ребенком, конечно, может только тот, кто сам правильно произносит данный звук.

К исправлению звука «ч» можно приступать только в том случае, если правильно произносится звук «ш», так как мягкое произнесение «ш» — элемент правильного произнесения «ч». Если «ш» ребенок произносит верно, то можно заняться сразу самим звуком «ч». В момент отчетливого произнесения «ть», когда язык напряжен и поднят к верхним зубам, вы шпателем, палочкой или просто пальцем отодвигаете его слегка назад и вверх к альвеолам. Одновременно слегка нажимаете пальцами на углы рта, выдвигая тем самым губы вперед. При таком положении губ и языка вместо «ть» получается «ч». То же упражнение можно делать, произнеся не звук «ть», а слог «ать», получится слог «ач».

Звук ребенку мы «поставили». Но от единичного его произнесения, да еще с посторонней помощью, до правильного употребления в речи еще далеко. Переходим к закреплению (автоматизации) звука. Делать это лучше всего в обратных слогах: «ач», «оч», «уч», «ич». Затем произнесение закрепляется между гласными («ача», «ачо», «ачу») в прямых слогах. Далее надо провести закрепление звука в различных словах, фразах, стихотворениях.

После закрепления правильного звука ведется работа по его различению среди других, сходных по звучанию. Звук «ч» может смешиваться с «с», «з», «ш», «ж», «щ», «ц». Следует обратить внимание ребенка на разницу в артикуляции звуков, в звучании. Сначала научите его различать изолированные звуки, затем их же в составе слога, слова и предложения. Особое внимание в этой работе надо обратить на слова, в которых одновременно находятся оба смешиваемых звука, например: «ученица», «чернильница» и т. д. Ребенок или повторяет эти трудные для него слова за взрослыми, или называет картинки, или придумывает предложения.

Возможно ли исправить произношение звука “ч” полностью?

Нарушение произношения звука «ч» в большинстве случаев устранимо, и часто недостаток проходит сравнительно легко, только занятия с ребенком надо вести систематически, а не от случая к случаю. И малыш и взрослые должны быть терпеливы и настойчивы, у них должно быть желание во что бы то ни стало добиться правильной речи. Если результаты самостоятельных занятий невелики, то надо обратиться к педагогу по исправлению речевых нарушений – логопеду, если ребенок плохо выговаривает звук «ч».

В работе помогут следующие пособия:

М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1971.
М. Ф. Фомичева. Учите детей говорить правильно. М., 1968.
А. Д. Филиппова и Н. Д. Шуравина. Говори правильно. М., 1967

С. Шаховская, кандидат педагогических наук, журнал “Семья и школа”, 1971 год