2016-12-08_114001Биография великого французского художника Шардена (1699—1779) лишена запоминающихся событий и ярких дат. Это, разумеется, не означает, что жизнь свою Шарден прожил безмятежно. Нет, он знал и большое горе: человеком средних лет он потерял любимую жену и двоих детей. «Утраты эти,— свидетельствовал биограф,— он переживал по-своему — работая».

Жан-Батист-Симеон Шарден жил достойно, никогда не кривя душой, занятый только своим искусством, которому уверенно и страстно посвятил себя еще в ранней юности. От отца, резчика по дереву, художника и мастерового вместе, Шарден унаследовал взгляд на искусство. Он работал, считая живопись ремеслом, ручным умением, требующим прежде всего навыков, честности и труда. И первое, что сегодня покоряет зрителя в работах Шардена,— это спокойная уверенность мастера, знающего ремесло. Предрассудки, обольщения и фантазии его блестящего века оставались где-то вне стен его мастерской и, наверное, вне его поля зрения… Но Шарден вовсе не был отшельником. Напротив, он был общителен, доброжелателен и знакам уважения к себе, не ища их специально, всегда был рад. К счастью, нужды он почти не знал. Работы Шардена всегда охотно покупали, а после того как в 1740 году Шарден был представлен королю Людовику XV, он получал еще пенсию, возраставшую по мере того, как умирали другие «королевские» художники (Буше, например): их пенсии прибавлялись к шарденовской. Кроме того, в сорок лет став академиком, Шарден позднее становится советником академии, а потом и казначеем. Пост казначея, один из первых в Академии художеств, навсегда обеспечил ему почет и независимое положение…

Начинал Шарден обычно, как все: работал подмастерьем у мастеров — Каза, Куапеля, позднее — Ванлоо. На полотнах своих патронов он писал неодушевленные предметы: ружье в сцене охоты, битую дичь, хозяйственные принадлежности, плоды, овощи, цветы. Будущий гений натюрморта оставил первые свои опыты неузнанными, под чужим именем… Шарден — редкий пример художника, сформировавшегося без учителя. К школе помпезной и ходульной исторической живописи Шарден был глубоко равнодушен. Она ничего не дала ему. И если все-таки говорить об ученичестве Шардена, то учился он у старых фламандских и голландских мастеров, любовно внимательных к повседневности, рисующих пристально и добродушно подсмотренные мгновения жизни. Несомненно, мир, ими творимый, предельно достоверный по деталям, а в целом — чуть преображенный, фантастический, был для Шардена источником вдохновения и школой мастерства.

Жан Батист Шарден: картины

Жанровые картины Шардена рисуют «сцены повседневной жизни», уютный и устойчивый быт: молитву перед обедом, гувернантку с наряженной барышней перед зеркалом, выздоровление больного, мальчика с волчком, девочку с воланом…

2016-12-08_114515

Жанры Шардена отличают простота содержания, сила и гармоничность красок, мягкость и сочность кисти. Кроме того, поразительно зрение Шардена, умевшего разглядеть за простотой содержания сложную жизнь предметов в воздушной среде, рефлексы цвета, игру цвета и света, игру цвета и контура; все это Шарден умел передавать исчерпывающе полно, до иллюзии реальности, и с изысканной прямотой, как великие голландцы. И речь здесь, разумеется, может идти о сродстве стиля, о близости мировосприятия, о чем угодно, только не об имитации, хотя именно с мастерами Голландии и Фландрии сравнивали Шардена первые почитатели.

Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была… уличная вывеска. Для заведения парижского цирюльника, а заодно и хирурга Шарден написал дуэль, закончившуюся кровопролитием, и весь Париж съезжался смотреть на душераздирающую сцену и восхищаться мастерским изображением людей, лошадей, карет… Непонятно, зачем Шарден написал эту вывеску. Для денег? Ради эксперимента? Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете. Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения. Картина «Возвращение с рынка» — она перед вами — свидетельствует об этом.

Шарден: Возвращение с рынка. Описание картины

Картина «Вернувшаяся с рынка» (1739) написана мелкими плотными мазками, красочный слой как бы вылеплен кистью.

2016-12-08_112747

Большие хлебы, принесенные хозяйкой, стоящий на столе глиняный горшок, пузатые бутыли толстого стекла — все это сделано с глубоким пониманием структуры вещей, их пластической выразительности… Слева от центрального персонажа — открытая дверь в другую комнату, где стоит большой медный бак для воды, а в глубине — еще одна дверь, на ее фоне —женская фигура.

Шарден создает поэтический и объемный образ быта, где важны не сами по себе, в отдельности, женщины, хлебы, бутыли на полу, а взаимосвязь их, взаимодействие между ними. Пристально, как ученый, и восторженно, как поэт, Шарден никогда не уставал изучать это первоосновное взаимодействие воздуха, людей, предметов. В нем для Шардена и заключалась суть. «Пользуются красками,— говорил он,— а пишут чувством». Шардена одушевляло чувство скрытой однородности всего сущего в природе. Наверное, поэтому Шарден в 1756 году навсегда бросил жанр и почти исключительно занялся натюрмортом, больше подходившим для его целей. И поэтому предельного блеска Шарден добивался в изображении самого трудного для изображения: воздуха и белого цвета. Здесь обычно скромный и непритязательный Шарден превращался в философа. «О, Шарден! — восклицал Дидро.— Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре: самое материю, воздух и свет берешь ты на кончик кисти и кладешь на полотно…»

Лучший из немногих портретов, написанных Шарденом,— это автопортрет 1771 года.

2016-12-08_113726

Он сделан пастелью, так как из-за болезни глаз мастер вынужден был оставить масло. Шарден изобразил себя запросто: в ночном колпаке с голубой лентой, в коричневой домашней куртке и шейном платке, с пенсне, сползающим на нос. И тем сильнее, по контрасту с затрапезным видом, действует на зрителя пронзительный, молодой взгляд старческих глаз поверх пенсне. Это взгляд художника, в старости достигшего той чистоты и свободы стиля, когда мастерство граничит со всемогуществом.

В. Алексеев, по материалам журнала “Семья и школа”, 1974 год