Имя великого французского скульптора Огюста Родена (1840—1917) впервые получило известность в 1877 году, когда он послал на выставку статую «Бронзовый век». Произведение Родена вызвало негодование членов жюри; мастер был обвинен в подлоге — он якобы представил муляж, слепок, а не собственное, творчески созданное произведение. С помощью друзей, наблюдавших его работу, Родену удалось доказать свою правоту.
Особенности творчества О. Родена
Почему же творчество молодого скульптора Родена вызвало такое недоброжелательное отношение? Все дело в том, что образ, созданный им, и сами приемы обработки скульптуры резко отличались от всех привычных, традиционных норм и правил.
Современники Родена, как правило, обращались к аллегорическим и мифологическим образам. Античное представление о гармонии и красоте давно уже утратило для них свою жизненную выразительность, превратившись лишь в определенные каноны.
Скульптура, которую одобряла Академия, не обладала выразительностью и богатством пластики, разнообразием форм. Ей были свойственны черты отвлеченности, сухости и холодности, внутренней неподвижности. Преобладал тип парадного портрета, внешне эффектного, но лишенного истинной глубины в раскрытии характера человека.
Полная внутреннего трепета, мучительных переживаний, решенная в необычной пластической манере — с глубокими тенями и световыми пятнами, создающими впечатление движения, — статуя Родена была вызовом всему академическому искусству.
Название «Бронзовый век» достаточно условно (и пришло к статуе позднее); оно говорит не столько об образе (Роден, бесспорно, изобразил современника, а не человека первобытной эпохи), сколько о теме — художник хотел показать пробуждающееся человечество.
Скульптура Родена “Мыслитель”
В течение своей долгой творческой деятельности Роден создал огромное количество произведений в самых разных жанрах — от монументальных памятников до портрета, но некоторые темы сопровождали художника всю жизнь. К их числу относится грандиозный замысел «Врат ада», навеянный «Божественной комедией» Данте. С 1880 года до конца дней работал над ними мастер, но так и не смог завершить этот сложнейший комплекс, включавший статуи и рельефы.
Одна из скульптур, входивших в этот ансамбль, получила право на самостоятельное существование и стала одной из самых важных в творчестве Родена — это «Мыслитель».
Гигант с руками рабочего, как бы вобравший в себя всю сложность и тягость раздумий современного человечества, напоминает образы, созданные великим скульптором эпохи Возрождения Микеланджело. (Позднее, в своем обращении к молодым ваятелям Роден писал: «Преклонитесь перед Фидием и Микеланджело».)
Продолжая и разрабатывая пластические приемы, найденные в «Бронзовом веке», Роден и в «Мыслителе» подчеркивает резкие провалы глаз, напряженные мускулы ног и спины, нервно сведенные пальцы. Сейчас эта статуя находится в Музее Родена, а раньше она стояла на площади перед Пантеоном в Париже.
Портрет Виктора Гюго
Родена всегда интересовал характер, настроение и переживания человека, в каком бы виде и жанре скульптуры он ни работал. Поэтому таких поразительных результатов он достиг в портретах. Среди них наиболее известны портреты скульптора Далу, критика Рошфора, художника П. Пювие де Шаванка, писателя Виктора Гюго.
Вглядитесь в лицо французского писателя — и перед вами в мраморе будто оживает напряженная работа мысли. Роден не боится резко углубить складки на лбу и щеках, сдвинуть брови, передать неровную поверхность лица. Именно эти приемы и заставляют «оживать» лица портретируемых Роденом. Но не всегда изображенные им люди были в состоянии оценить созданное скульптором, их смущала смелая лепка формы, контрасты светотени, углубления и неровности на лице. Так, одна из самых блестящих работ — портрет Рошфора — очень долго лежала у его владельца на чердаке. Только несколько лет спустя, когда Роден стал широко известным мастером, этот портрет получил заслуженную оценку.
Но работа над портретами не стала основной для Родена. Его влекли значительные драматические темы и большое монументальное искусство.
Огюст Роден: скульптура “Граждане города Кале”
В 1885 году была создана группа «Граждане города Кале» — величайшее творческое достижение не только Родена, но и всего французского искусства той эпохи. Никто из современников Родена ни в живописи, ни в скульптуре не смог выразить героизм и мужество человека с такой силой.
Тема «Граждан города Кале» навеяна прошлым Франции. В период Столетней войны англичане осадили Кале. Английский король обещал пощадить город, если шесть его самых знатных граждан согласятся добровольно принять смерть. Нашлись шестеро, которые приняли условия короля, но иногда их привели в лагерь англичан, королева Англии умолила сохранить им жизнь.
Так гласит древняя хроника, с которой познакомился Роден. Скульптору была заказана лишь одна статуя, а он создал группу из шести фигур. Одетые в рубище, босые, с веревками на шее, эти люди, преодолевая внутренние сомнения и колебания, движутся к месту казни. У каждого из них свой характер и свое особое состояние в последние минуты жизни. И выражено это не только мимикой лица, но и позой и жестом. Кажется, что тяжелые одежды мешают движению, затрудняют путь, усиливая драматизм и напряженность.
Центральный образ — человек с ключом (ключи — символ свободы города), Жан д’Эр — выражает особенно глубокие и горестные переживания. На фоне резких вертикальных складок выделяются огромные кисти рук, а лицо подчеркнуто завернутым вокруг шеи краем одежды. На лице с глубоко ушедшими провалами глаз и плотно сжатыми губами — одновременно и страдание, и стойкость, и необычайная сила духа. Роден хотел, чтобы его монумент стоял прямо на земле, будто шестеро героев только что вышли из ратуши. Проходящий мимо человек как бы сам соприкасался с шествием, приобщался к героизму себе подобных: ведь герои Родена — простые, обыкновенные люди, а не отвлеченные идеальные персонажи.
Памятник Бальзаку
Спустя десятилетие после создания «Граждан города Кале» Роден закончил свой последний большой монумент — памятник Бальзаку. Получивший к тому времени известность мастер Роден пережил подлинную трагедию: заказчики отвергли статую, в печати появились оскорбительные отзывы.
Среди выступавших против Родена был и его друг критик Рошфор. Такое отношение к статуе было тем более тяжелым для Родена, что он считал ее итогом всех своих творческих поисков. Замысел Родена был сложен и необычен — создать не просто портрет Бальзака, а выразить в облике всю мощь его творческого гения. Не все удалось скульптору, но его статуя заслуживала глубокого и всестороннего анализа. И хотя у Родена нашлись защитники и приверженцы, горечь пережитого осталась у него на всю жизнь.
Теперь «Бальзак» Родена установлен в Париже на бульваре Распай. Скульптура одновременно служит памятником и великому писателю и великому скульптору Франции.
Роден сумел в своем творчестве передать глубину и значительность человеческих переживаний, сложность чувств. Он писал в своем завещании молодым творцам: «Самое главное для художника — быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком и только потом — художником».
Из старого советского журнала
Вместе с тем Роден всегда сохранял пластическую определенность форм придавал особое значение их фактурной осязаемости как важному средству заострения скульптурного образа (памятник Оноре де Бальзаку на бульваре Распай в Париже, бронза, 1893-1897; установлен в 1939). Острота и цельность передачи характера человека, его внутреннего мира свойственны портретным бюстам Родена (портрет Виктора Гюго, мрамор, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Творчество Родена дало мощные импульсы художественным исканиям многих, различных по направленности мастеров скульптуры ХХ века и в первую очередь его учеников – Антуана Бурделя, Аристида Майоля, Шарля Деспио, А.С. Голубкиной. Большинство своих произведений Огюст Роден завещал французскому народу, многие из скульптур великого мастера хранятся в музее Орсэ и в музее Родена в Париже, а так же в музее Родена в Филадельфии. Скончался Огюст Роден 17 ноября 1917 года в Медоне, недалеко от Парижа.