Родители должны всемерно и постоянно содействовать умственному развитию малыша дошкольного возраста. Вопрос: что же действительно доступно ребенку в разные периоды его жизни, к примеру, в 2 – 3 года? Обо всем ли нужно говорить с ним, какие сведения ему давать можно, какие пока нельзя? И, наконец, если ребенок быстро, на лету усваивает поступающую информацию, значит ли это, что ему следует давать все новые и новые знания?
Бесспорно, сегодняшние ребятишки в своем развитии значительно обогнали своих сверстников, малышей прошлого века. Бесспорно и другое: иными стали сами родители. Последние исследования психологов показывают: мы недооценивали возможности ребят, многое доступно их пониманию гораздо раньше и в большем объеме, чем считалось по традиции.
Двухлетний малыш и смысл речи взрослых понимает, да и сам начинает бойко говорить. Быстро нарастает словарный запас. Если к концу
2-го года жизни при нормальном развитии ребенок знает 200—300 слов, то к трем годам этот запас увеличивается до 1200—1300 слов.
Ему все интересно, все нужно знать, он впитывает в себя и повторяет за взрослыми все новые и новые слова. Но поражающая взрослых память малыша, оказывается, имеет большой минус. Она пассивна. Ребенок-дошкольник 2 – 3 лет и старше не столько запоминает, сколько ему запоминается. В. Крылов правильно подметил, что детишки этого возраста с жадностью ловят и запоминают все новое, что слышат в разговорах взрослых. А вот утверждение, что даже сказанное мимоходом навсегда остается в памяти ребенка, справедливо далеко не на все случаи жизни.
Условные связи у малышей, как показали исследования физиологов и психологов, действительно образуются чрезвычайно быстро, но так же быстро и угасают без дальнейшего подкрепления. Активная память, связанная с волевым усилием, малышу не свойственна. Услышал, к примеру, ребенок новое слово, запомнил, стал произносить. Вроде все хорошо. А вдруг оказывается, что слово-то у него не настоящее: нет под ним никакого реального содержания. Оно просто звук, что-то вроде эха. Услышал — повторил.
В жизни малыша все изменчиво и неустойчиво. Отрывочны ощущения; восприятия, отличающиеся крайней недифференцированностью, окрашены у ребенка в эмоциональный, субъективный тон, так как прошлый опыт, который имеет решающее влияние на характер любого восприятия, у ребенка — по сравнению с жизненным опытом взрослого — ограничен и скуден. Вот почему в практике так часто приходится сталкиваться с резким расхождением между тем, что говорит малыш и как поступает.
Пример:
Андрюшка (2 года 11 месяцев) грызет морковку. Мама шутливо замечает ему:
— Ты вот один ешь. А ведь у нас еще кто-то морковку любит, — и бросает взгляд на сынишкины игрушки.
— Зайка, — радуется Андрей и бежит его кормить. По дороге он усердно угощает морковкой и игрушечную кошку.
— Разве киска ест морковку? — удивляется мама,
— Киска пьет молоко и любит колбаску. Не ест морковку, — уверенно заявляет сын.
— Так зачем же ты кормишь кошку морковкой? — недоумевает мама.
Андрюшка вздыхает и виновато говорит:
— Вкусно!
Наряду с эмоциональной насыщенностью детского мышления другой характерной чертой его является конкретность.
Лишь к концу 3-го, на 4-м году жизни в словаре детей появляются обобщающие родовые понятия (дерево, одежда, мебель и т. д.), но нет ни одного слова, обозначающего отвлеченные понятия.
Крайняя конкретность мышления, характерная для раннего возраста, должна предостеречь и родителей и воспитателей от того, чтобы давать малышам знания, основанные на отвлеченных, абстрагированных понятиях и представлениях.
Нельзя думать, что разговоры на трудные темы проходят для малыша, так сказать, безболезненно. Что-то он не понимает, но все равно пытается истолковать, исходя из своего опыта, что-то остается у него словом-звуком без конкретного содержания.
Нельзя забывать и о том, что часто малыши сильно реагируют на самое слабое возбуждение; они бывают чувствительны к такого рода раздражениям, которых взрослый организм и не замечает. Таким раздражителем может стать трудный для понимания ребенка материал, упорно объясняемый ему взрослым.
Надо всемерно способствовать умственному развитию ребенка 2 – 3 лет, больше говорить с ним, читать, объяснять, заставлять думать, подводить малыша к простейшим сравнениям, умозаключениям, то есть учить его мыслить.
Но надо помнить и о том, каковы сейчас его силы, возможности и особенности восприятия и понимания. Если об этом забывают, свойственная нормальному ребенку повышенная возбудимость превращается в нервозность, а естественная тяга к новым знаниям притупляется.
По материалам журнала…
Я уже достаточно обрыскал онлайн, наверно больше, чем три часа сегодня, но нигде не нашел интересной статьи, такой как ваша.
Лично для меня, если все владельцы веб-сайтов и блогеры будут делать хороший контент,
как и вы, интернет-сообщество будет намного интересней
Я не cмог не прокоментировать.
Супер написано