Гелий Михайлович Коржев родился в Москве в 1925 году в семье архитектора. После окончания Московского художественного института имени Сурикова Коржев преподает, иллюстрирует книги, пишет многочисленные эскизы — он ищет свои пути.

В 1954 году Коржев заканчивает картину «В дни войны». На ней изображен художник в своей мастерской, у чистого пока еще холста, перед началом работы. В картине хорошо передано состояние молодого художника, чувствующего себя участником всенародной борьбы. Это талантливое серьезное произведение сразу же привлекло внимание.

2016-12-11_150344

Однако последующие работы Коржева «Осень», «Уехали», «Утро» в первый момент кажутся неожиданными и разочаровывают — они намного слабее первой.

2016-12-11_150616

Это жанровые произведения, написанные прямо с натуры. Коржеву же они были необходимы для овладения профессиональным мастерством, недостаток которого им мучительно ощущался, мешая рассказать о том, что волновало его, передать свои мысли и чувства. Это был необходимый переходный этап в творчестве художника, который не прошел бесследно. Результат сказался позднее в картинах большой гражданственной силы: «Влюбленные» (1959 г.), где тема личного счастья решается в неразрывной связи с судьбой страны, в триптихе «Коммунисты» (1960 г.), в серии «Опаленные огнем войны».

2016-12-11_151107

Когда в 1960 году в Москве на выставке «Советская Россия» появился триптих Коржева «Коммунисты», он стал художественным событием, мимо которого не прошел ни один посетитель. Но почему? В чем сила этого произведения? Разве мало каждый из нас видел картин, серьезных по теме, профессионально написанных и оставляющих зрителя совершенно равнодушным? В триптихе Коржева прозвучала искренняя, сильная вера в то, о чем он говорит. Художник утверждает здесь свое отношение к миру, свой идеал человека.

Каждая из частей картины-триптиха «Коммунисты» имеет самостоятельное значение, глубокое, символичное. Общая тема соединяет все три части. В центре — «Поднимающий знамя».

2016-12-11_145600

Мостовая, рельсы, люк, двое убитых и… человек, поднимающий знамя, выпавшее из рук убитого. Перед нами лишь эпизод уличного боя, но весь накал этой битвы среди железа и камня ощущается здесь.

Картина полна динамики — только что упал знаменосец и сразу же начинает распрямляться, поднимаясь во весь рост, его соратник. Художник говорит о суровой неустрашимости бойца, его готовности продолжать борьбу, утверждает, что невозможно испугать, остановить восставший народ.

Одна из боковых частей триптиха — «Интернационал» (1957 — 1958 гг). — настоящий гимн мужеству и стойкости советского человека. Перед нами окруженные врагами безоружные люди. Винтовки брошены, потому что кончились патроны. Из целого отряда их осталось только двое. Они стоят спиной к спине — знаменосец и трубач, играющий Интернационал. Беспощадно палит солнце. Жесткая коричневая земля под ногами, вокруг стреляные гильзы, тела убитых и эти две фигуры в центре, во весь рост, готовые умереть, не дрогнув, и перед смертью мужеством своим бросающие вызов врагу.

2016-12-11_150910

Третья часть триптиха носит название «Гомер», или «Рабочая студия» (1958—1960 гг.). Здесь запечатлено то, ради чего велась борьба — ради жизни распрямленной, творческой, полной духовного смысла. Только что закончилась гражданская война. И человек у скульптурного станка еще не успел сменить своей военной одежды — на нем обмотки, кожаная тужурка, рядом лежит буденновка с красной звездой. Лепит он бюст древнегреческого сказителя Гомера. Как углублен, сосредоточен этот человек, постигающий основы скульптурного мастерства. И мы верим — он овладеет им.

2016-12-11_151448

В 1968 году заслуженный художник РСФСР Гелий Михайлович Коржев был избран председателем Союза художников Российской Федерации.

И. Рольник, по метариалам журнала “Семья и школа”, 1969 год