211015-12-02_125055

Кто видел загипнотизированного человека, не мог не поражаться его действиями. Подчиняясь приказам гипнотизера, он с отвращением «пил» из пустой мензурки горькое лекарство, «греб» воображаемыми веслами, шагал «в строю», кланялся «знакомым», выполнял и многое другое.


Что же такое гипноз? Сон?

Да, но сон неполный. Какой-то отдел головного мозга при этом бодрствует, воспринимает приказы гипнотизера. Каждый был очевидцем подобного неполного сна. Ночью уставшая за день мать не просыпалась, если вблизи проходили тракторы, автомашины, поезда. Но едва раздавался слабый плач ее грудного ребенка, мигом вскакивала. Значит, один из отделов мозга не был в покое, воспринимал сигналы. Примерно таково и состояние отделов мозга загипнотизированного человека.

Гипноз вызывается и поддерживается словом. Но из этого не следует, что каждый может гипнотизировать другого. Тут требуется особое, отшлифованное долгими годами умение.

Как действует гипноз?

Саратовский ученый П. Подъяпольский сказал загипнотизированному, что прикасается к его руке горячей монетой. Температура ее была обычной, но возник ожог — так действовала сила слова. Другой опыт, наоборот, интересен тем, что он… не получился. Ученый, приложив к телу юноши влажный лист бумаги, воскликнул: «Горчичник!» Обычно в таких случаях кожа слегка краснела, будто действительно от горчичника. В этом же случае ничего не произошло: юноша попросту не знал, что такое горчичник. Следовательно, если словесная команда не вызывает уже знакомых ассоциаций у гипнотизируемого, эффекта не бывает.

Чем объяснить столь мощное влияние слова при гипнозе, тогда как при бодрствовании точно такой же приказ не достигает цели?

Дело в том, что при гипнозе наступает особая фаза деятельности мозга, которую великий русский ученый И. П. Павлов назвал фазой внушения. Человек воспринимает лишь слова гипнотизера.

Но из этого не следует, что можно внушить нечто скверное, преступное: заставить, например, воровать, хулиганить. Практика показывает, что человек будет сопротивляться внушению, если оно идет вразрез с его жизненными устоями.

И, конечно, гипноз небезразличен для здоровья, так как внушение подобного рода может произвести различное действие на организм: изменить ритм сердечной деятельности, дыхания, работу кишечника, состав крови. Допустим, человеку внушили, что он голоден; это вызвало не только «слюнки во рту», но и увеличило число белых шариков в крови. В другой раз сказали, что дают ему водку, а дали воду — человек опьянел.

Вообще же гипноз по-разному действует на людей. Иногда наблюдается особенно высокая степень внушаемости — сомнамбулизм; человек полностью отключается от внешней среды и может выполнять весьма сложные задания. Женщине последовательно внушали, что ей то три года, то пять, то десять, то тридцать лет, и каждый раз приказывали что-либо нарисовать. Среди вороха рисунков были и беспомощные детские кубики, и смешные фигурки, и неплохие пейзажи.

Одна из ярких черт гипноза — феномен обездвиживания, «восковой гибкости», когда долгое время руки, ноги застывают в приданном положении. При другом проявлении такого состояния мышцы словно каменеют; человека без всякой физической тренировки можно положить так, чтобы его затылок опирался на спинку одного стула, а ноги — на спинку другого. В таком виде он способен лежать довольно долго.

Сила самовнушения

Самовнушение — это внушение самому себе идей, представлений, чувств, суждений. В совершенстве владеют секретами и техниками самовнушения индийские йоги. Они способны руководить собственным дыханием, сердечной деятельностью, могут впадать в летаргический сон, когда жизнь в организме как бы замирает, могут путем определенных физических упражнений излечиваться от ряда болезней.

Примеры поразительной силы самовнушения известны по биографиям писателей. Английский романист Вальтер Скотт писал «Айвенго» тяжело больным, прикованным к постели. Но в разгаре работы он вскакивал с постели, изображая своих героев. Потом болезнь снова брала свое.

С чрезвычайно сильным действием самовнушения связано появление на коже человека поражений, подчас болезненных — так называемых стигм. Однажды стигма возникла у А. М. Горького. Это случилось во время работы над романом «Жизнь Клима Самгина», когда он описывал сцену убийства женщины.

Со словами «Ой, больно!» Горький внезапно побледнел, лег. Под кожей на груди справа растеклась кровавая полоска. «Я только потом поняла,— пишет в книге «Переписка, воспоминания, статьи» М. Ф. Андреева,— что он до такой степени ярко представил себе эту боль, ее ощущение, рану этой женщины, что у него образовалась стигма».

Исцеление гипнозом: правда или вымысел?

История свидетельствует: внушением и самовнушением пользовались служители религий для организации так называемых «чудес». Ведь бывали случаи, когда в церкви слепой неожиданно становился зрячим, глухой начинал слышать. Такие на первый взгляд «сверхъестественные» явления производили на людей колоссальное впечатление.

Объясним механизм этих «чудесных» исцелений гипнозом. Начнем с рассказа о болезни, порождаемой сильным нервно-психическим расстройством — истерией.

Больной-истерик отличается повышенным самовнушением. Истеричка может себе внушить, что она беременна. При этом у нее появятся физиологические признаки беременности, хотя плода не будет. Бывало, что истерик воображал, что он слепой и… переставал видеть, но глаза его были здоровыми. Другой больной внушил себе, что у него паралич — и ноги отказывали, приходилось ходить с костылями при полном отсутствии какого-либо органического поражения. Так истерики приписывали себе болезни, которых у них не было, а в состоянии религиозного экстаза «исцелялись».

В наше время такого рода больные встречаются редко, а в старину их было довольно много. И, не понимая причины своего недуга, они стремились к «святым» местам, надеясь на исцеление.

Церковные службы, своего рода пышные представления, гипнотизировали толпы верующих, подавляли самовнушение выдуманной болезни. Окружающими это воспринималось как «божеское» исцеление. Но если в «святое» место приезжали настоящие паралитики, глухие, слепые с серьезными изменениями в организме, им не помогала ни одна церковная служба, ни одна «чудотворная» икона.

История сохранила факты «чудесных» исцелений. Исцелялись только истерики. Другие же запускали свою болезнь, так как, уповая на бога, своевременно не обращались к врачам.

Но бывало, что в «святых» местах, прикладываясь к чудотворным иконам, мощам или к чему-то еще, люди заражались. В 1771 году в Москве разразилась эпидемия чумы. Священнослужители пустили слух о том, что икона боголюбской богоматери исцеляет заболевших, предохраняет от чумы здоровых. Толпы людей, неся с собой больных чумой, отправились к Варварской башне, где находилась эта икона. Чума распространилась так быстро и широко, что архиепископ Амвросий вынужден был запретить доступ к «чудотворной»…

В наше время истерия — редкая болезнь, не то, что было в старину. Истерики излечиваются, конечно, не в храмах, а в больницах при помощи гипноза.

Гипноз не предназначен для эстрады, развлечения публики. В наше время это серьезное оружие медицины, которое применяют для лечения психических заболеваний, алкоголизма, заикания, начальных стадий гипертонической, язвенной болезни, для обезболивания родов.

Ю. Виленский, врач (журнал «Крестьянка», 1971 год)