12015-12-02_152318

Природа детских страхов такова, что внешне жизнерадостный, полный любопытства ребенок вдруг начинает бояться темноты или отказывается ложиться спать, если в комнате нет взрослых. Понять причину детских страхов и способы их преодоления родителям помогает психология.


Причины детских страхов

Боязнь темноты, как и страх перед незнакомыми звуками, тенями и «привидениями», — обычные страхи детей дошкольного возраста и что ничего опасного в этом нет. Такие страхи возникают и исчезают. Они не являются признаком глубокого внутреннего беспокойства, и все, что нужно ребенку, — это уважение и внимание родителей к его ощущениям.

Не надо смеяться над ним, если он чего-нибудь боится: этим можно вызвать у него ощущение неестественности своих переживаний, стыд за них— и в итоге закрепить чувство страха.

У большей части детских страхов есть вполне ясные источники и причины:

Мальчика укусила собака — и он начинает бояться не только собак, но и других животных.

Старший брат запугивает сестренку, говоря ей, что в их коридоре живут ведьмы — и девочке становится страшно не только у себя, но и в любом коридоре любого дома.

Гораздо труднее определить причину детских страхов, возникающих по ассоциациям.

Пример: девочка слышала, что оружие причиняет людям зло. Затем она встречает картинку с полицейским, у которого в руках ружье. Она запоминает, что полицейские носят оружие и форму. В следующий раз, случайно проезжая мимо пожарной станции, девочка замечает, что пожарные носят форму. Возможно, потому, что она лично знакома с полицейским на углу своей улицы, ее страх перед людьми в форме переносится именно на пожарных, и всякий раз, проходя или проезжая мимо пожарных станций, она начинает плакать и нервничать.

В данном случае важно, удалось установить источник страха девочки, долго и подробно рассказать ей, почему люди носят форму, какие бывают формы и что они обозначают, вместе сходить на пожарную станцию и показать, как работают люди на станции. Именно понимание и сочувствие родителей могут изменить ход рассуждений и помочь преодолеть страх.

Этот случай — хороший пример того, как и по какой причине развиваются многие детские страхи. Часто источником их и одновременно путем, которым они проникают в сознание ребенка, оказывается цепь самых неожиданных ассоциаций. Хотя причина страха неосновательна, ребенку она кажется вполне логичной. А поскольку с его точки зрения эти страхи вполне оправданы, помочь ему можно лишь одним способом — постепенно показать, в чем его ошибка. Не всегда, разумеется, достаточно одних слов — порой необходимы реальные жизненные впечатления, как в приведенном выше примере.

Часто у детских страхов нет вообще никаких реальных причин — ребенок просто почему-то беспокоен. Такие периоды переживают многие маленькие дети, и если подобная внутренняя тревога не становится чувством сильным и затянувшимся, влияющим на нормальную активность ребенка, то нет нужды обращаться к специалистам по психологии детских страхов.

Психологи обнаружили что на возникновение новых страхов во многом влияет возраст. Когда дети начинают осознавать окружающий мир и себя в нем, у них появляется усиливающееся со временем чувство своей уязвимости. Как только ребенок узнает, что его тело подвластно физическим травмам, вызывающим боль, он начинает понимать, что он не свободен от опасности. Малыш, выползающий из кроватки на волю, меньше осознает свою физическую зависимость, чем четырехлетний человек, который уже знает, что он должен поставить ногу так, чтобы не упасть и не разбиться.

Это и нормально, и даже желательно. Потому что есть ситуации, которых следует бояться ради собственной безопасности. Короче говоря, в ребенке должен быть страх перед некоторыми вещами. Беда в том, что, воспитывая в себе необходимый страх перед огнем, автомашинами, электрическими приборами, он постигает общий механизм страха и волен прилагать его к выдуманным опасностям.

Граница между действительным и воображаемым миром для ребенка еще весьма неопределенна и расплывчата. Воображаемые ситуации для ребенка так же реальны, как и существующие но самом деле.

В раннем (дошкольном) возрасте ребенок особенно подвластен страху перед злыми сказочными существами, о которых ему так часто рассказывают перед сном. Но то, что вызывает страх, может и помочь преодолеть его и научить различать воображаемое и реальное. Представляя себе, будто он идет в подвал искать чудище, маленький мальчик пытается преодолеть страх. А энергия, которую он затрачивает в такой игре, сжигает часть детского беспокойства и снимает с ситуации болезненную напряженность.

Страх расставания и боязнь школы

Один из видов страха, переживаемого детьми, — это страх расставания. Преодолеть его необходимо любому ребенку, потому что это — первый шаг на пути к внутренней уверенности и зрелой независимости. Беспокойство, связанное с расставанием, особенно сильно у детей в возрасте от полутора лет до трех.

Лучший способ побороть страх расставания в детском возрасте — это убедить детей, что родители всегда в назначенное время будут но месте, что детям незачем волноваться и ждать. При естественном ходе событий ребенок усваивает, что его родители уходят на какое-то время, но непременно возвращаются, и это приучает его не бояться расставаний. Но даже и в таких случаях приступы страха могут повторяться. Это не означает, что мать должна оставаться дома, когда ребенок поднимает плач. Ей следует успокоить ребенка, облегчить ему это переживание. Ей следует быть очень ласковой и внимательной, непременно объяснить ему, куда она идет и когда вернется. Исчезать незаметно, дабы избежать слез, нельзя – это усиливает страх и подрывает доверие к родителям.

Боязнь школы — еще одна форма страха расставаний. Часто она вызывается нежеланием матери отпускать от себя ребенка и настойчивыми заверениями, что только мама может сделать его жизнь спокойной и безопасной. Ребенок «заражается» беспокойством матери и начинает бояться, что либо с ним, либо с мамой случится что-то плохое.

Доктор Дж. У. Кесслер, профессор психологии, предполагает, что боязнь школы — болезнь младших классов и если она встречается позднее, то оказывается следствием мыслей и оценок взрослых, усвоенных ребенком еще в ранние годы. Но если страх перед школой существует, то, независимо от причины, следует обратить на него серьезное внимание, пока еще он не укоренился глубоко.

Многие дети время от времени не хотят идти в школу. Иногда причины нежелания вполне объяснимы: школьник боится старших ребят, строгого учителя, трудной работы. Помочь тут можно иногда самыми малыми средствами — пойти в школу с ребенком, поговорить с учителем и т. д.

Объяснить, наконец, что нельзя при малейшей трудности стремиться прятаться от нее. С самого начала ребенок должен понять, что школа —это его работа. «Твоя работа — школа. Папа ходит на работу каждый день, и, если ты не болен, ты не должен оставаться дома». Если нежелание посещать школу усиливается и причины неясны, то следует обратиться к врачу.

Это не означает, что ребенка всегда следует заставлять идти навстречу своему страху. Если он боится воды, не надо заставлять его лезть в воду — пусть он придет к мысли, что ее не надо бояться, но только пусть придет к этой мысли сам, собственным путем, в свое время. Если он боится эскалаторов — а это очень распространенный страх,— он преодолеет его тем скорее, чем меньше его будут понукать.

С помощью понимающих и сочувствующих родителей большинство детей безболезненно перерастают свои страхи. Иногда страхи оказываются более продолжительными и сильными, более иррациональными, чем допустимо при нормальном развитии.

Если с возрастом детские страхи не исчезают, если они становятся частью психики ребенка, следует посоветоваться с врачом и совместно решить, нуждается ли ребенок в специальной помощи, которая поможет ему восстановить утраченную уверенность в себе и чувство внутреннего благополучия.

Ведь только ощущая гармонию мира и свою причастность к нему, чувствуя себя частью его, ребенок научится справляться с более серьезным и обоснованным чувством страха. Только ощущая свое право на присутствие в мире, ребенок сможет наслаждаться жизнью вокруг себя, не страдая от чувства тревоги и беспокойства.

Перевод с английского