2015-05-18_135631В широком значении интерес—это склонность обращать внимание на предметы и явления, представляющие для нас ту или иную значимость. Многие наши интересы носят временный характер, возникая в повседневных делах и угасая вместе с прекращением этих дел. Но есть такие интересы— у каждого человека свои,— которые более или менее устойчивы. По ним можно судить о том, к чему человек стремится, о направленности личности. Значение таких интересов велико: они побуждают нас к активной деятельности в определенном направлении, к приобретению знаний в какой-либо области, к расширению общего кругозора.

Важно, чтобы опорой интересов человека была реальная жизнь, его практическая деятельность. Отсутствие же интересов или их незначительность делает жизнь человека серой и бессодержательной, ограничивает его умственное и нравственное развитие. Как и все психические качества и свойства человека, интересы развиваются и воспитываются. В этой статье мы и расскажем о некоторых сторонах развития интересов ребенка в 2 года.

Когда же возникают первые интересы ребенка?

Известно, что уже в первый месяц жизни младенец на некоторое время задерживает взгляд на яркой вещи, как бы «изучая» ее и как бы проявляя к ней «интерес». Но уберите из поля зрения ребенка эту вещь — и она просто перестанет для него существовать. Здесь пока еще нельзя отделить интерес от непроизвольного внимания, в основе которого лежит ориентировочно – исследовательская реакция (эту врожденную реакцию И. П. Павлов назвал рефлексом «Что такое?»). Развитие внимания, а также определенных навыков — опора для пробуждения интересов младенца.

Заботливая и вдумчивая мать стремится как можно больше общаться с младенцем: разговаривает с ним (пусть он еще не понимает ее слов, зато привыкает к ее голосу и оживляется при виде ее), забавляет малыша яркими и звучащими игрушками, вызывая на его лице улыбку, учит ползать, ходить, рассматривать предметы, вслушиваться в голоса людей и в посторонние звуки. Иными словами, она дает толчок развитию в ребенке интереса к познанию вещей, которые его окружают. Такие познавательные интересы расширяются по мере того, как ребенок знакомится с окружающим миром и получает знания от взрослых людей.

Интересы приобретают самостоятельное значение с того момента, когда у ребенка развивается активная речь (умение произносить слова, при помощи их организовывать свои действия и обмениваться мыслями с другими). С этого момента между ребенком и взрослыми устанавливаются подлинно человеческие отношения — в форме речевого общения. Ребенку становится необходимо такое общение, поэтому-то он и требует от взрослых постоянного внимания к себе. Он любит, когда с ним разговаривают, любит слушать сказки, рассказы, стишки. Постоянные беседы родителей и воспитателей с детьми, прогулки с ними, общение детей с другими людьми, правильный подбор игрушек и книжек с картинками — все это обогащает опыт ребенка, вместе с тем развивая его интересы и внимание.

Главное в развитии интересов детей 2 лет

Главное в развитии интересов маленького ребенка — соблюдать постепенность. Нельзя не учитывать, что опыт и знания малыша пока что ограничены. Вы хотите возбудить у 2-летнего (или 3-летнего) сына интерес к картинке? Для этого недостаточно только показать ему эту картинку. Попробуйте рассказать малышу, что на ней нарисовано, и, главное, свяжите это с тем, что уже известно ему из его личного опыта. Только в этом случае можно надеяться, что картинка вызовет у него переживание. (Излишне добавлять, что и сама картинка должна быть яркой и привлекательной.)

Не стоит забывать о детских потребностях, на основе которых складываются различные интересы . Мы сейчас остановимся лишь на одной — потребности в движении.

Приглядитесь внимательнее к ребенку—он очень деятельное существо. Говорят — «беспомощный младенец». Верно, младенец беспомощен. Но посмотрите, как он активен. Сначала эта активность проявляется просто в беспорядочном движении рук, ног, головы. Но постепенно складываются действия руки с предметами. Ваш малыш стремится захватывать все предметы, которые попадают в поле его зрения. Нередко на этой почве у него возникают «конфликты» с окружающими людьми — он хватает то, что не полагается. Как быть? С одной стороны, нельзя воспитывать человека, которому «все позволено», а с другой стороны, подавлять активность малыша было бы неправильно и вредно.

К сожалению, в некоторых семьях ребенок почти с пеленок слышит постоянные окрики: «Не трогай!», «Не делай!», «Отстань!». Нередко они сопровождаются шлепками. Быть может, родители думают, что так они приучат ребенка к порядку? Ничего подобного. Наоборот, они подавляют его потребность в движении, не дают проявлять ребенку его собственной активности. Ребенок становится вялым, ему скучно, он не знает, за что взяться. Выходит, его поведение самое что ни на есть «беспорядочное». Но все же — как быть? Если ребенок тянется к запретной вещи, проще всего поступить так: занять его другим делом, переключить внимание на другой предмет. Но при этом совершенно необходимо попытаться заинтересовать ребенка этим предметом, не выйдет — другим. Но никак нельзя оставлять малыша в бездеятельном состоянии.

К. Д. Ушинский писал, что дитя вполне счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекающим его делом. Это замечательное высказывание великого русского педагога справедливо по отношению к детям всех возрастов. В том числе к вопросу развития интересов детей 2 лет.