2015-035024

Особое значение для формирования личности имеет раннее трудовое воспитание дошкольников в семье. Интерес к труду у детей появляется очень рано. Даже очень маленькие дети с интересом смотрят, как мать готовит обед, как она шьет. Дети повседневно наблюдают труд взрослых и за пределами своей квартиры. Во время прогулок они видят, как в их районе строятся дома, озеленяются улицы и разбиваются скверы, как трудятся люди различных профессий: строители, шоферы, кондукторы, вагоновожатые, милиционеры, дворники, продавцы.

1. Знакомство с профессиями

О труде дети узнают из детских рассказов, стихов, картинок. Знакомство с какой-нибудь новой профессией — это для ребенка открытие целого мира, необычного и поэтому чрезвычайно занимательного.

2. Посильные поручения и помощь по дому

Мало-помалу у ребенка складывается представление о том, что трудятся все. Но если ваш ребенок будет только созерцать, как трудятся другие, то полноценный, действенный интерес к труду у него не будет воспитан. Так можно воспитать лишь пассивный интерес, барское отношение к труду. Пусть ребенок сам принимает в труде посильное участие.

Стремление действовать самому, подражая труду взрослого,— важная черта поведения дошкольника. Конечно, в отношении к труду у младшего и старшего дошкольника есть существенные различия. Если первого увлекает само обращение с простейшими орудиями труда и выполнение отдельных трудовых операций (малыш счастлив, когда ему разрешают повертеть ручку мясорубки или швейной машины), то второй больше интересуется результатом труда, а также теми изменениями, превращениями, которые происходят с вещами в процессе труда.

Дошкольники с большой охотой делают то, что им поручают взрослые. Но, к сожалению, нередко родители вообще отстраняют детей от всяких дел, даже от самообслуживания. В результате могут вырасти барчуки, которые живут на всем готовом, а сами ничего не хотят делать.

А ведь и помимо самообслуживания для ребенка можно найти посильные и интересные трудовые задания. Попробуйте поручить своему пяти-шестилетнему ребенку, скажем, выращивать овощи на грядке или ухаживать за комнатными цветами. Ему придется преодолеть немало препятствий — с тем большим интересом он будет ждать результатов своей работы. А когда он их увидит, его интерес к совершению полезных дел укрепится.

3. Похвала

Немаловажное значение имеет также моральная и эстетическая сторона трудового воспитания дошкольника в семье. Дайте почувствовать ребенку, что и его труд приносит окружающим облегчение, радость, вносит красоту в быт.

«Вот умница, как ты мне помогла! Посмотри, как у нас стало чисто, красиво, уютно», — говорит мать пятилетней дочери, помогавшей ей в уборке. Пусть эта помощь пока условна, но мать вызвала у девочки радость, укрепила в ней интерес к работе и таким образом сделала шаг в воспитании трудолюбия у ребенка.