2016-12-06_113156Василий Григорьевич Перов – русский художник. Годы жизни: 1833 – 1882.

…Трое детей из последних сил тащат на пригорок салазки, на которых стоит огромная обледенелая бочка с водой. Ветер задувает под обтрепанную одежду ребятишек, кружатся снежные вихри (“Тройка”).

…Широко расставив ноги, дородный купец в лиловом халате нетерпеливо ждет, когда девушка достанет из сумочки рекомендательное письмо. В раскрытую дверь высунулись любопытные слуги. А за спиной купца — члены его семейства: тупая, забитая девочка — дочь купца, купчиха, не одобряющая затею мужа нанять гувернантку, и купеческий сынок, цинично разглядывающий молодую девушку (“Приезд гувернантки в купеческий дом”).

Картины замечательного русского художника Василия Григорьевича Перова поражают глубоким и проницательным взглядом на жизнь, умением показать то «обычное», мимо чего порой проходили многие его современники.


Факты биографии

Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 года в семье прокурора Криденера. Он рано обучился грамоте, очень красиво писал. Его учитель, восхищавшийся почерком своего ученика, прозвал его Перовым; впоследствии прозвище стало официальной фамилией художника.

Художническое дарование Перова проявилось очень рано. В 1846 году он поступает в художественную школу А. В. Ступина в Арзамасе, куда переехала семья Криденеров. А осенью 1853 года начинающий художник был принят в Московское училище живописи и ваяния. Семья к этому времени обеднела. В 1855 году Перов даже хотел оставить учебу и поехать в провинцию преподавать рисование. И только материальная помощь преподавателя Васильева позволила Перову закончить училище.

Творчество

Молодой художник избирает область бытовой живописи. Социальная сатира получила в творчестве Перова широкое развитие, и в этом он идет от основоположника критического реализма П. А. Федотова.

Взяточничество и самоуправство сельских властей обличает художник в картине «Приезд станового на следствие» (1857). Еще сильнее влияние Федотова сказалось на более зрелой картине «Первый чин» (1859), за которую Перов был награжден Второй золотой медалью.

2016-12-06_113403

Осенью 1861 года он закончил картину «Проповедь в селе», которая получила Первую золотую медаль и принесла художнику громкую славу.

2016-12-06_113612

Крестный ход в картине Перова

Одновременно с “Проповедью в селе” Перов завершает картину «Сельский крестный ход на пасхе». Картина сразу же привлекла внимание публики. Впервые русское общество увидело такое беспощадное обличение духовенства. Но очень скоро картину запретили выставлять для широкой публики н воспроизводить в печати. Она была под запретом до революции 1905 года.

2016-12-06_113712

Из избы вывалила пьяная процессия богомольцев с хоругвями, иконами и распятиями. Спотыкаясь, бредет старик, ослабевший от вина. Он несет перевернутую икону. Нетвердо ступает по лужам баба с иконой Богоматери. Осторожно спускается по ступенькам пьяный священник, придерживаясь за столб крыльца. Он тупо смотрит перед собой, волосы и борода всклокочены. Споткнувшись у порога, упал на крыльце седой дьякон, выронив молитвенник и приношения прихожан. Около крыльца валяется пьяный мужик. Хозяйка дома обливает холодной водой мужа, напившегося до полного бесчувствия.

Вот каков «светлый праздник» в темной России! «Сельский крестный ход на пасхе» — одно из самых значительных произведений Перова. За резкой критикой духовенства чувствуется обличение всего строя тогдашней России. К этим антицерковным произведениям близка картина «Чаепитие в Мытищах» (1862).

2016-12-06_113833

Перов: проводы покойника

В январе 1862 года Перов отправился за границу. Он побывал в Берлине, Дрездене, Париже. По возвращении из-за границы художник создает произведения, в которых отображает тяжелую безрадостную жизнь простого народа. К лучшим работам этого периода относятся «Проводы покойника» (1865), «Утопленница» (1867), «Последний кабак у заставы» (1868).

«Проводы покойника» — одна из самых волнующих картин Перова. Эта картина, как отметил В. В. Стасов, окончательно упрочила известность Перова. С этого времени Перов делается любимцем всей интеллигентной и художественной России.

2016-12-06_114015

…По снежной дороге бредет тощая лошаденка. На передке саней горестно согнулась вдова. Рядом с гробом примостились девочка и мальчик. Никто, кроме собаки, не сопровождает осиротевшую семью. Глубокой печалью веет от этой картины.

Картины Перова с названиями

Наряду с крестьянской темой во второй половине 60-х годов в творчестве Перова появляются темы, связанные с жизнью города. Это «Тройка» (1866), «Утопленница» (1867), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866).

2016-12-06_114419

За картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» Перов получил звание академика.

2016-12-06_114142

В 1869 году Перов организовал московскую группу передвижников. Он стал одним из деятельных членов Товарищества художественных передвижных выставок и семь лет был членом Правления. На первой передвижной выставке экспонировались картины Перова — «Охотники на привале» (1871), «Рыболов» (1871) и несколько портретов.

2016-12-06_114502

2016-12-06_114605

На рубеже 60 — 70-х годов Перов пишет портреты А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, поэта А. Н. Майкова, историка М. П. Погодина.

2016-12-06_114825 2016-12-06_114817

2016-12-06_114910 2016-12-06_115017

Ранняя смерть оборвала творчество Перова в самом его расцвете.

Перов один из первых среди русских художников выступил против бесправия и угнетения, в котором находился народ России. Художник Нестеров назвал Перова, человека широкого, свободного ума и нежной, чуткой души, «истинным поэтом скорби».