Братья Ткачевы — авторы широко известных картин «Ветреный день», «Детвора», «Между боями» — своеобразных и ярких произведений.

2017-11-13_152328

Ткачевы родились в Брянской области, в большой крестьянской семье, Сергей — в 1922 году, Алексей — в 1925. Вскоре их семья переезжает в Бежицк, где братья начинают заниматься в изокружке Дома пионеров. В 1938 году Сергей поступает в Витебское художественное училище, а Алексей в 1939 году после победы на конкурсе детского рисунка получает приглашение в Московскую среднюю художественную школу. Во время войны Сергей уходит добровольцем на фронт. Алексей эвакуируется вместе с художественной школой, а в 1945 году возвращается в Москву и начинает учиться в институте имени Сурикова. На следующий год в этот же институт поступает Сергей.

В студенческие годы Ткачевы много и напряженно работают. Большое значение для формирования их как художников имели летние поездки по стране, они побывали на Урале, в Белоруссии, на Волге.

Самостоятельный творческий путь братья начинают в Белоруссии. Они пробуют работать вместе, пишут ряд жанровых сценок: «У колодца» (1954), «В поле. Самолеты летят» (1954), «Подруги» (1955). Произведения эти еще мало оригинальны, хотя выполнены с искренностью и теплотой. Стремясь создать более глубокое полотно, художники пишут картину «В трудные годы» (1955— 1958), посвященную Великой Отечественной войне. Работа над этой картиной, длившаяся три года, была для Ткачевых своеобразной школой мастерства.

Одновременно художники создают жанровое произведение «Ветреный день» (1956—1957).

2017-11-13_152202

«Нам хотелось написать веселое полотно, славящее русскую природу, воспевающее здоровых, жизнерадостных женщин, красоту счастливых солнечных дней», — говорят художники. Правда, непосредственно эти слова относятся к картине «Прачки», но в обоих произведениях есть много общего. И в том и другом молодые женщины заняты стиркой, передан речкой пейзаж, зелень, солнечные блики, яркая, мажорная гамма красок. Пейзаж, который прежде являлся для них лишь фоном, в «Ветреном дне» становится важной частью композиции, дает тон всему произведению. Картина проникнута лиризмом и поэтичностью.

Поводом для картины «Между боями» (1955—1960) послужила случайно увиденная художниками фотография времен революции — группа красноармейцев у школьной доски, один из них с помощью учительницы решает арифметические примеры.

2017-11-13_152247

Братьев Ткачевых поразил контраст между обликом интеллигентной, по-городскому одетой учительницы и деревенских мужиков в солдатской одежде. Художники тут же сделали рисунок с фотографии, решив писать на ее основе картину. Но от композиции, увиденной на фотографии, они впоследствии отошли, добиваясь большей выразительности. Стремясь написать достоверное, убедительное произведение, они едут в деревню, много пишут с натуры, находят там бывшую земскую избу, где, по их представлению, должно было происходить действие, подлинные предметы первых лет революции и, что самое важное, знакомятся с заслуженной учительницей школы РСФСР А. И. Васильевой, чья жизнь дала им ценнейший материал для создания одного из центральных образов картины— учительницы. «Все это вместе взятое, — говорят Ткачевы, — рассказы очевидца, реальные предметы тех лет, материалы истории — помогло нам живо представить время, образы…»

Сюжет картины несложен — в перерыве между боями красноармейцы обучаются грамоте, но содержание картины значительно шире, глубже, и это понимаешь тогда, когда начинаешь пристально рассматривать ее героев. Все здесь многозначительно, заставляет размышлять и волнует. И молоденькая, хрупкая учительница, и пожилой боец, напряженно согнувшийся над партой, заскорузлыми, негнущимися пальцами выводящий свои первые буквы. А какую романтическую ноту вносит молодой боец в буденовке с книжкой, которую он читает, забыв обо всем на свете. Вся сцена выглядит живой, естественной, непринужденной. Но присмотритесь внимательней, и вы увидите, как продуманно и точно она построена. Как выделены цветом и положением в картине те, на кого авторы прежде всего стремятся направить внимание. Самое светлое пятно в картине — лицо учительницы, от него взгляд переходит к лицу молодого красноармейца за партой, потом к человеку, сидящему рядом.

Первый круг осмотра завершен, и внимание ваше начинают притягивать детали, каждая из которых сообщает новую подробность, дает новый оттенок тому, что изображено на картине. Вы рассматриваете одежду, стены и пол избы, узкие школьные парты, за которыми неудобно сидеть рослым мужчинам, и постепенно оживает время, в которое все это происходило.

Интересна живопись картины. Она не просто черная, коричневая и серая, как это могло показаться с первого взгляда, а значительно богаче — присмотритесь, как многоцветен каждый из этих основных тонов. Пятилетний труд вложен в картину внешне простую, ясную, без всякой запутанности и усложненности. Около 300 этюдов с натуры понадобилось художникам на пути к этой простоте,

И. Рольник, журнал “Семья и школа”, 1963 год