Ситуация: Моя семилетняя дочь очень неразговорчива, можно сказать даже она просто боится говорить, особенно при посторонних. Может быть, это оттого, что она немного запинается при разговоре? Как с этим быть?

Как и другие виды навязчивых страхов, страх перед речью (логофобия) чаще возникает у детей впечатлительных, робких, неуверенных в себе. Такие дети зачастую болезненно относятся к действительным (или даже мнимым) недостаткам своей речи, считают их непреодолимыми. Ребенок, например, плохо выговаривает какие-то звуки и опасается, что над ним будут смеяться. А ведь такое бывает — окружающие порою неправильно относятся к недостаткам речи ребенка. И тогда он избегает слов, в которых встречаются трудные для него звуки, или вообще старается поменьше говорить. Он предпочитает молчать, или отвечает жестом, или прячется за ответ «не знаю».

2018-01-07_145306

Иногда же страх перед речью ведет к противоположному недостатку — многословию. Ребенок говорит торопливо, сбивчиво, боясь, что его не поймут или поймут неправильно, одно и то же повторяет несколько раз, лишь слегка изменяя фразу. Нередко здесь то, что дефектологи называют эмболофразией — добавление лишних, бесконечно повторяемых слов или сочетаний («это», «вот», «ну», «так сказать», «значит»). Произнесение их позволяет ребенку выиграть время и подобрать удобные для него слова и грамматические формы. Некоторые другие явления, которые часто относят за счет «неразвитости» или «бестолковости» (неумение связно рассказывать, монотонность и невыразительность рассказа, «потеря» слов при разговоре и т. п.), могут быть также вызваны именно логофобией. Дело в том, что дефект этот, возникая первоначально на основе какого-то одного недостатка, не только усугубляет его, но и приводит к возникновению новых нарушений речи.

Нет нужды подробно объяснять, сколь тягостна боязнь речи для самого ребенка и сколь она вредна для его развития. Ребенок, которому трудно говорить, неуверенно чувствует себя в кругу сверстников, ему тяжело на уроках, он все время настороже, в ожидании насмешки или упрека.

Что же надо делать?

В каждом случае боязни речи необходимо прежде всего выяснить ее причину. Детские страхи (в том числе и логофобия) только внешне выглядят необоснованными, немотивированными. На самом деле причина существует всегда: она кроется либо в самом ребенке (эмоционально неустойчивый, застенчивый, робкий, неуверенный), либо в неблагоприятных условиях окружающей среды (неправильное воспитание, конфликтные ситуации). Чтобы преодолеть страх, и нужно устранить эти внутренние или внешние его основы. Но сначала их надо обнаружить.

Так, застенчивость и робость могут вызвать у ребенка нежелание и боязнь говорить при чужих, малознакомых людях. В этом случае не надо очень настаивать и требовать от него особенной говорливости. Надо постепенно, последовательно, но и очень осторожно, бережно тренировать его навыки общения. Если же страх речи основан на каком-то дефекте произношения, то здесь необходима прежде всего работа над исправлением этого дефекта — занятия у логопеда или самостоятельные упражнения.

Проконсультироваться с логопедом и врачом-психоневрологом вообще необходимо в любом случае: они и помогут определить, в чем причина логофобии, и дадут совет, как организовать режим, лечение и занятия.

Родителям не следует пренебрегать общеукрепляющими мерами: тут важны правильное питание, соблюдение распорядка дня, занятия спортом, прогулки. Общая или нервная слабость ребенка часто оказывается основной причиной страха; и достаточно поправить здесь дело, как и сам страх исчезнет. По мере сил надо устранить травмирующие воздействия окружающей среды. Следует помнить, что ребенка травмируют не только те, кто смеется над ним, дразнит или упрекает, но и преувеличенное сочувствие, снисходительная жалость, безнадежные охи и ахи окружающих.

Иногда полезна смена обстановки, перевод ребенка в другое учреждение (детский сад, школу, класс), чтобы изолировать от тех, кто его раздражает и беспокоит. В других случаях лучше просто оставить его в покое и предоставить самостоятельно заниматься тем, чем он хочет. Порой только этого бывает достаточно, чтобы прошел страх.

Вообще, воспитание самостоятельной активности и уверенности в себе — одно из самых существенных звеньев в работе с детьми, у которых есть речевые (или какие-то иные) дефекты. Надолго вряд ли возможно создать вокруг подрастающего человека психологически стерильную, оберегающую атмосферу — обстоятельства или люди так или иначе, вольно или невольно, укажут на его недостаток. И здесь важно, как он сам относится к этим «раздражающим» напоминаниям и к самому недостатку — считает ли его непреодолимым, роковым, лишающим его возможности занять равное со сверстниками место а жизни или же полон желания преодолеть этот дефект и добиться своих целей, несмотря на него. Недаром же выдающийся советский психолог Л. С. Выготский подчеркивал, что судьбу личности в последнем счете решает не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация.