2015-05-01_165309

Для дрессировки собак лучше всего вос­пользоваться специальной книгой, но приведенные ниже советы помогут сделать хотя бы первые шаги в воспитании и обучить щенка основным командам.


Определиться, кто будет воспитывать щенка

Итак, у вас в доме щенок. Теперь надо определить, кто будет его «главным воспитателем». Учтите, что больше всего собака привязы­вается к тому, кто с ней гуляет и обучает ее, а не к тому, кто кормит. Так что дрессировать щенка и гу­лять с ним должен один человек. Не стоит передавать собаку для обучения постороннему, хотя бы и специалисту.

Начало дрессировки

Дрессировку щенка следует начи­нать сразу же, как только его возь­мут от матери и он начнет привы­кать к своему воспитателю. Начи­нать занятия желательно в том помещении, где щенок уже успел освоиться, и без посторонних. Когда выработаются основные навыки по­слушания, их шлифовку и дальней­шее обучение собаки можно про­водить во дворе, на улице, в лесу.

Поощрение — залог успеха

Приступая к занятиям, придется запастись лакомством: если не поощрять щенка, учение идет туго. Вроде бы закрепившийся вчера навык сегодня может исчезнуть. Пригодны кусочки вареного мяса и субпродуктов, кровяная и ливер­ная колбаса, обрезки сыра, гренки. Чтобы щенок воспринимал их как лакомство, эти продукты не следует использовать в качестве обычного корма.

Приготовленное небольшими ку­сочками (не больше лесного ореха) лакомство удобно держать в поли­этиленовом пакете, чтобы оно всегда было под рукой. Давать его надо быстро и так, чтобы ще­нок не заметил, где оно находится. Как только щенок выполнит ко­манду, тут же (не позднее чем че­рез две секунды) дать лакомство.

Как обучить щенка командам?

Команда должна быть четкой и неизменной по звучанию. Если вы зовете собаку: «Ко мне!», то уже нельзя подзывать «Поди сюда!» и т. д. Разнобой в звучании команд затрудняет дрессировку собаки.

Следует учитывать, что до четырех-шести месяцев у щенка легче выра­батываются навыки, связанные с двигательной активностью, и труд­нее— требующие торможения.

Как обучить щенка в раннем возрасте, основые моменты:

1. Обучение щенка начинается с выработки реакции на кличку. Не­сколько слов о выборе клички для собаки. Дать какой-либо список затруднительно — клички, предпо­читаемые, скажем, в Сибири, весь­ма отличны от тех, которыми поль­зуются в Средней Азии или в При­балтике. Поэтому ограничимся советом «примерять» кличку к по­роде собаки, а также выбирать кличку звучную, короткую, не по­хожую по звучанию на широко упо­требительные слова. Не надо на­зывать собак человеческими име­нами.

Кличка — это не команда подзы­ва, а команда внимания. Услышав свою кличку, щенок должен только сосредоточить взгляд на человеке, который ее произнес. Щенок как бы подтверждает: «Я знаю, как меня зовут!» Чтобы выработать этот навык, надо четко произнести кличку и вслед за этим (но никак не рань­ше!) дать щенку с ладони кусочек лакомства. Это повторяют пять-десять раз в каждое занятие в те­чение двух-трех дней. Кличку сле­дует произносить, отойдя от собаки на некоторое расстояние, став спра­ва, слева, сзади и вознаграждая щенка лакомством за поворот голо­вы в вашу сторону. Чтобы дать ла­комство, надо подойти к щенку, не допуская, чтобы он подбегал сам.

2. Команда «Ко мне!» очень важна в жизни собаки. Щенок обя­зан исполнять ее неукоснительно, причем не должен подходить на подзывы посторонних. Чтобы у щенка была отрицательная реакция на посторонних, попробуйте такой ме­тод: пусть кто-то чужой подзовет щенка и не даст лакомства, наобо­рот — легонько ударит прутиком. Несколько повторов — и щенок со­риентируется, к кому не надо под­ходить.

Команду «Ко мне!» подают голо­сом и жестом. Жест такой—отве­сти руку в сторону и затем похло­пать ладонью по ноге (сбоку около колена). Подавая команду, щенку показывают на ладони кусочек ла­комства, но отдают его, лишь когда он подбежит на зов. Затем задание усложняют: подав команду, отходят от щенка и отдают ему лакомство, как только он догонит своего воспи­тателя. Навык постоянно укрепляют во время прогулок.

Помните, одна­ко, о том, что радость от прогулки для щенка, как правило, сильнее, чем удовольствие от лакомства, и поэтому нельзя подзывать собаку только для того, чтобы взять ее на поводок и отвести домой. Тогда ко­манда «Ко мне!» свяжется у щенка с тем, что прогулка окончена, и будет иметь отрицательное значение. И уж совсем нельзя по этой причине, подозвав щенка, каким-либо образом наказывать его, ру­гать, применять строгие команды.

3. Приучать щенка к ошейнику (шлейке) и поводку можно уже в полтора-два месяца. (Учить собаку ходить рядом по команде следует не ранее, чем ей исполнится шесть месяцев. Это относится также и к другим навыкам, связанным с ограничением свободы и подвиж­ности животного.)

Необходимо иметь два-три ошей­ника разных размеров и один лег­кий короткий поводок. Ошейники меняют по мере роста щенка. Внача­ле щенку надевают самый малень­кий и не снимают его в течение нескольких дней, пока щенок не перестанет его замечать. В этом и заключается все приучение.

Затем, взяв собаку на поводок, идут с ней гулять. Бывает, что она упирается, ложится и старается освободиться от поводка. Не обра­щайте на это внимания. Следует лишь пресекать попытку перегрызть поводок. Если щенок сопротивляет­ся, упорно не желает идти за воспи­тателем, лучше не тянуть его, а заставлять двигаться, легко подер­гивая поводок. Как только щенок усвоит, что его берут на поводок, чтобы вести на прогулку, все свя­занные с поводком неприятности будут забыты.

На прогулке при­учайте щенка отправлять естественные надобности в месте, которое для этого отведено. Приучение это идет не быстро, но его можно ускорить, если выводить собаку на прогулку сразу же после кормления. Чтобы щенок лучше знал, что от него тре­буется на прогулке, вознаграждайте его лакомством всякий раз, когда он сделал то, что нужно, в нужном месте.

4. Всем известно, что замечатель­ное обоняние собаки позволяет ис­пользовать ее в самых разнооб­разных видах поиска. Настоящей поисковой службе собаку учат в более старшем возрасте, но основа обучения—так называемое апортировочное поведение — доступно и щенку. По заданному запаху собака разыскивает источник этого запа­ха — предмет (апорт) и подает (апортирует) его своему хозяину. Степень предрасположенности щен­ка к обучению апортировке зависит от породы животного, от его инди­видуальных особенностей. Щенок наиболее восприимчив к обучению апортировке в возрасте двух-трех месяцев.

В качестве апортов для обуче­ния используют вначале любимые игрушки щенка: мячик, заячью лап­ку, чулок, набитый ватой. Особен­но удобен чулок — в него легко вкладывать различные предметы, к подаче которых собаку приходит­ся приучать длительное время. Де­лается это так: вначале предмет прячут весь, затем чулок начинают постепенно сворачивать и, наконец, оставляют один предмет. Таким способом можно приучить щенка подавать даже металлические пред­меты.

Для начала нужно вызвать у щенка интерес к апорту: предмет «оживляют», двигая им перед носом животного. Убедившись в том, что щенок крепко держит апорт зубами, произносят команду: «Дай!» (с мяг­кой интонацией) и предмет осто­рожно забирают, а самого щенка вознаграждают лакомством. Прием повторяют два-три раза в занятие.

Затем в течение двух-трех дней занятия проводят в пустом углу помещения (или двора). Встаньте лицом в угол, отступив на два-три шага, держите щенка за ошейник. Произнеся команду «Нюхай!», под­несите апорт к морде собаки и не­которое время подвигайте им, вы­зывая у животного стремление схватить его зубами. Затем апорт бросают в угол, а щенка придержи­вают секунду-две на месте. Потом произносят команду «Апорт!» и отпускают щенка. Как только он возьмет апорт в зубы, его поощряют командой «Хорошо!», затем, когда собака подойдет, произносят ко­манду «Дай!» и не спеша, без рез­ких движений, забирают апорт, сле­дя, чтобы тот не выпал из руки. Самого щенка еще раз поощряют командой «Хорошо!» и вознаграж­дают лакомством. За одно занятие этот прием повторяют не более трех раз.

Постепенно от занятия к занятию дистанцию бросания апорта увели­чивают до максимально возможной. Время выдержки щенка «на старте» доводят до минуты. Когда щенок из-за дальности заброса апорта, из-за длительной выдержки «на старте» теряет направление полета и не сразу отыскивает место паде­ния предмета, воспитатель вначале помогает ему жестом и командами: «Тут!», «Ищи!». Затем наведение постепенно сводится на нет — пусть щенок отыскивает предмет по за­паху, руководствуясь одной коман­дой «Ищи апорт!» (Прием также повторяют не более трех раз в занятие.)

На этом в основном заканчивает­ся обучение щенка некоторым командам и воспитание в раннем щенячьем возрасте. Далее переходят к отработке навыков послушания, широко применяя меха­ническое принуждение (так назы­ваемые «строгие» команды).