Для дрессировки собак лучше всего воспользоваться специальной книгой, но приведенные ниже советы помогут сделать хотя бы первые шаги в воспитании и обучить щенка основным командам.
Определиться, кто будет воспитывать щенка
Итак, у вас в доме щенок. Теперь надо определить, кто будет его «главным воспитателем». Учтите, что больше всего собака привязывается к тому, кто с ней гуляет и обучает ее, а не к тому, кто кормит. Так что дрессировать щенка и гулять с ним должен один человек. Не стоит передавать собаку для обучения постороннему, хотя бы и специалисту.
Начало дрессировки
Дрессировку щенка следует начинать сразу же, как только его возьмут от матери и он начнет привыкать к своему воспитателю. Начинать занятия желательно в том помещении, где щенок уже успел освоиться, и без посторонних. Когда выработаются основные навыки послушания, их шлифовку и дальнейшее обучение собаки можно проводить во дворе, на улице, в лесу.
Поощрение – залог успеха
Приступая к занятиям, придется запастись лакомством: если не поощрять щенка, учение идет туго. Вроде бы закрепившийся вчера навык сегодня может исчезнуть. Пригодны кусочки вареного мяса и субпродуктов, кровяная и ливерная колбаса, обрезки сыра, гренки. Чтобы щенок воспринимал их как лакомство, эти продукты не следует использовать в качестве обычного корма.
Приготовленное небольшими кусочками (не больше лесного ореха) лакомство удобно держать в полиэтиленовом пакете, чтобы оно всегда было под рукой. Давать его надо быстро и так, чтобы щенок не заметил, где оно находится. Как только щенок выполнит команду, тут же (не позднее чем через две секунды) дать лакомство.
Как обучить щенка командам?
Команда должна быть четкой и неизменной по звучанию. Если вы зовете собаку: «Ко мне!”, то уже нельзя подзывать «Поди сюда!» и т. д. Разнобой в звучании команд затрудняет дрессировку собаки.
Следует учитывать, что до четырех-шести месяцев у щенка легче вырабатываются навыки, связанные с двигательной активностью, и труднее— требующие торможения.
Как обучить щенка в раннем возрасте, основые моменты:
1. Обучение щенка начинается с выработки реакции на кличку. Несколько слов о выборе клички для собаки. Дать какой-либо список затруднительно — клички, предпочитаемые, скажем, в Сибири, весьма отличны от тех, которыми пользуются в Средней Азии или в Прибалтике. Поэтому ограничимся советом «примерять» кличку к породе собаки, а также выбирать кличку звучную, короткую, не похожую по звучанию на широко употребительные слова. Не надо называть собак человеческими именами.
Кличка — это не команда подзыва, а команда внимания. Услышав свою кличку, щенок должен только сосредоточить взгляд на человеке, который ее произнес. Щенок как бы подтверждает: «Я знаю, как меня зовут!» Чтобы выработать этот навык, надо четко произнести кличку и вслед за этим (но никак не раньше!) дать щенку с ладони кусочек лакомства. Это повторяют пять-десять раз в каждое занятие в течение двух-трех дней. Кличку следует произносить, отойдя от собаки на некоторое расстояние, став справа, слева, сзади и вознаграждая щенка лакомством за поворот головы в вашу сторону. Чтобы дать лакомство, надо подойти к щенку, не допуская, чтобы он подбегал сам.
2. Команда «Ко мне!» очень важна в жизни собаки. Щенок обязан исполнять ее неукоснительно, причем не должен подходить на подзывы посторонних. Чтобы у щенка была отрицательная реакция на посторонних, попробуйте такой метод: пусть кто-то чужой подзовет щенка и не даст лакомства, наоборот — легонько ударит прутиком. Несколько повторов — и щенок сориентируется, к кому не надо подходить.
Команду «Ко мне!» подают голосом и жестом. Жест такой—отвести руку в сторону и затем похлопать ладонью по ноге (сбоку около колена). Подавая команду, щенку показывают на ладони кусочек лакомства, но отдают его, лишь когда он подбежит на зов. Затем задание усложняют: подав команду, отходят от щенка и отдают ему лакомство, как только он догонит своего воспитателя. Навык постоянно укрепляют во время прогулок.
Помните, однако, о том, что радость от прогулки для щенка, как правило, сильнее, чем удовольствие от лакомства, и поэтому нельзя подзывать собаку только для того, чтобы взять ее на поводок и отвести домой. Тогда команда «Ко мне!» свяжется у щенка с тем, что прогулка окончена, и будет иметь отрицательное значение. И уж совсем нельзя по этой причине, подозвав щенка, каким-либо образом наказывать его, ругать, применять строгие команды.
3. Приучать щенка к ошейнику (шлейке) и поводку можно уже в полтора-два месяца. (Учить собаку ходить рядом по команде следует не ранее, чем ей исполнится шесть месяцев. Это относится также и к другим навыкам, связанным с ограничением свободы и подвижности животного.)
Необходимо иметь два-три ошейника разных размеров и один легкий короткий поводок. Ошейники меняют по мере роста щенка. Вначале щенку надевают самый маленький и не снимают его в течение нескольких дней, пока щенок не перестанет его замечать. В этом и заключается все приучение.
Затем, взяв собаку на поводок, идут с ней гулять. Бывает, что она упирается, ложится и старается освободиться от поводка. Не обращайте на это внимания. Следует лишь пресекать попытку перегрызть поводок. Если щенок сопротивляется, упорно не желает идти за воспитателем, лучше не тянуть его, а заставлять двигаться, легко подергивая поводок. Как только щенок усвоит, что его берут на поводок, чтобы вести на прогулку, все связанные с поводком неприятности будут забыты.
На прогулке приучайте щенка отправлять естественные надобности в месте, которое для этого отведено. Приучение это идет не быстро, но его можно ускорить, если выводить собаку на прогулку сразу же после кормления. Чтобы щенок лучше знал, что от него требуется на прогулке, вознаграждайте его лакомством всякий раз, когда он сделал то, что нужно, в нужном месте.
4. Всем известно, что замечательное обоняние собаки позволяет использовать ее в самых разнообразных видах поиска. Настоящей поисковой службе собаку учат в более старшем возрасте, но основа обучения—так называемое апортировочное поведение — доступно и щенку. По заданному запаху собака разыскивает источник этого запаха — предмет (апорт) и подает (апортирует) его своему хозяину. Степень предрасположенности щенка к обучению апортировке зависит от породы животного, от его индивидуальных особенностей. Щенок наиболее восприимчив к обучению апортировке в возрасте двух-трех месяцев.
В качестве апортов для обучения используют вначале любимые игрушки щенка: мячик, заячью лапку, чулок, набитый ватой. Особенно удобен чулок — в него легко вкладывать различные предметы, к подаче которых собаку приходится приучать длительное время. Делается это так: вначале предмет прячут весь, затем чулок начинают постепенно сворачивать и, наконец, оставляют один предмет. Таким способом можно приучить щенка подавать даже металлические предметы.
Для начала нужно вызвать у щенка интерес к апорту: предмет «оживляют», двигая им перед носом животного. Убедившись в том, что щенок крепко держит апорт зубами, произносят команду: «Дай!» (с мягкой интонацией) и предмет осторожно забирают, а самого щенка вознаграждают лакомством. Прием повторяют два-три раза в занятие.
Затем в течение двух-трех дней занятия проводят в пустом углу помещения (или двора). Встаньте лицом в угол, отступив на два-три шага, держите щенка за ошейник. Произнеся команду «Нюхай!», поднесите апорт к морде собаки и некоторое время подвигайте им, вызывая у животного стремление схватить его зубами. Затем апорт бросают в угол, а щенка придерживают секунду-две на месте. Потом произносят команду «Апорт!» и отпускают щенка. Как только он возьмет апорт в зубы, его поощряют командой «Хорошо!», затем, когда собака подойдет, произносят команду «Дай!» и не спеша, без резких движений, забирают апорт, следя, чтобы тот не выпал из руки. Самого щенка еще раз поощряют командой «Хорошо!» и вознаграждают лакомством. За одно занятие этот прием повторяют не более трех раз.
Постепенно от занятия к занятию дистанцию бросания апорта увеличивают до максимально возможной. Время выдержки щенка «на старте» доводят до минуты. Когда щенок из-за дальности заброса апорта, из-за длительной выдержки «на старте» теряет направление полета и не сразу отыскивает место падения предмета, воспитатель вначале помогает ему жестом и командами: «Тут!», «Ищи!». Затем наведение постепенно сводится на нет — пусть щенок отыскивает предмет по запаху, руководствуясь одной командой «Ищи апорт!» (Прием также повторяют не более трех раз в занятие.)
На этом в основном заканчивается обучение щенка некоторым командам и воспитание в раннем щенячьем возрасте. Далее переходят к отработке навыков послушания, широко применяя механическое принуждение (так называемые «строгие» команды).
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.